Возгорание оперативно ликвидировали. Ещё с советских времен первые помощники профессиональных огнеборцев — добровольные пожарные дружины. Они работают и сейчас в населённых пунктах заповедной территории.
Светлана Синицына:
«„Тайна железной двери“ — фильм для детей с таким названием вышел на экраны страны в 1971 году. У нынешней детворы Усть-Почи к тайнам интерес — не меньше».
Вот и 9-летнего Льва Фетина тоже заинтересовала новенькая железная дверь.
« — А почему такие большие ворота? — Это чтобы машина пожарная туда заезжала».
Как выяснилось, в Усть-Поче своими силами строят пожарное депо. Андрей Аникиев в кенозерской округе известен как отличный плотник, а ещё мастер состоит в добровольной пожарной дружине. Она была создана в середине 1970 гг., полвека её возглавлял другой Аникиев — Николай. Подразделение всегда было на хорошем счету.
Олег Григорьев, главный лесничий Кенозерского национального парка:
«Нам очень помогают добровольные пожарные дружины, ведётся обширная работа по предупреждению пожаров с населением и посетителями».
Задачи дружины, как и в прошлые времена, не меняются: профилактика и участие в тушении пожаров, спасение людей и имущества, а также оказание первой медпомощи.
Андрей Аникиев, житель Усть-Почи, член добровольной пожарной дружины:
« — У нас ближайший пункт МЧС — это Вершинино. А вдруг вот тут какой пожар, и ждать эту машину, когда у нас есть свои мотопомпы, мы по-быстрому можем сбить пламя. — А до Вершинино сколько км.? — Да почти 30».
У усть-почан на памяти — большой пожар, который случился два года назад. Загорелся 12-квартирный аварийный дом, в нём проживали две семьи. Пожарная дружина, коллеги из соседних деревень и односельчане не дали огню распространиться. До сих пор вид этого обожжёного огнём дома пугает жителей и туристов. Деревня находится на заповедной территории Кенозерского национального парка. Как пояснили активисты ТОС «Радуга», разбирать полусгоревшее здание запретила комиссия, которая приезжала из администрации Плесецкого округа.
Любовь Сафонова, председатель ТОС «Радуга»:
«Сказали, что люди, которые в нём числятся, стоят на получение жилья, и поэтому этот дом пока трогать нельзя. Конечно, такой памятник иметь перед глазами — неприятная картина».
«Дом-головёшка» и не безопасен, в первую очередь для любопытной детворы. А вот сгоревшее здание усть-поченского ФАПа жители разобрали и привели место в порядок для строительства нового. Завершить строительство пождепо — в планах этой осенью. Важный этап работ — отопление. Уже установили водяной котёл. На очереди — провести трубы.
«Будет работать. Куда он денется?»
А пока пожарная машина и всё пожарное оборудование находятся в гараже у частника. Иметь своё депо — давняя мечта. Пиломатериалами помог Кенозерский парк. Стройка идёт, в основном, на общественных началах, инструменты — личные.
«Не жалко? Ну? Для родной деревни не жалко!»
Новости