От Волги до Двины: в свой первый речной поход отправилось промысловое судно ёла

В водное путешествие из Дубны в Архангельск отправилось небольшое промысловое судно ёла. Его восстановили по чертежам 1943 года на верфи Товарищества поморского судостроения. Уникальный проект посвятили подвигу детских судостроительных бригад времён Великой Отечественной. Участниками похода стали и наши коллеги с телеканала «Культура».

Услышать плеск волжской волны о борт команда мечтала почти полгода. На воде — ёла, небольшое промысловое судно, которое строили в разгар Великой Отечественной в Архангельске, чтобы прокормить население города. Воссоздано по историческим чертежам на верфи Товарищества поморского судостроения.

«Мы сейчас на парусно-моторном судне, при этом я гребу — на парусно-вёсельном моторном судне ёла».

Путешествие — дань памяти подвигу поморского рыболовецкого флота, основанного в годы Великой Отечественной — по сути подростками и детьми. Необычные суда нашего Севера — ёла и карбас, уже в наши дни вызывают живой интерес всех проходящих мимо по Волге.

Евгений Шкаруба, автор проекта «Ёла: практическое исследование истории детских судостроительных бригад во время Великой Отечественной войны в Архангельске:

«Приятно, когда интересуются технологией, историей. Везде, куда мы приходим — Калязин, Белый городок — везде мы устраиваем встречи с местным населением, рассказываем и о проекте ёлы, и о проекте карбаса».

По пути — остановки, в том числе и в таких малых населенных пунктах, как Учма. Здесь силами энтузиастов был создан музей судьбы русской деревни. Участники похода живо интересуются столярным инструментом — ведь до этого сами своими руками по старинным чертежам делали ёлу — но с использованием современных материалов. Чтобы понять, через какие испытания прошли подростки военного времени — изучали архивы, слушали интервью с теми, кто принимал участие тогда в строительстве судов. Всего за годы войны подростки смогли сделать более 300 таких лодок, это была поточная система производства, когда каждый отвечал за свою часть — это ускоряло процесс, и по факту — всё это спасло Архангельск от голодной смерти. Такие небольшие, менее 10 метров, суда были неинтересны для врага, но могли существенно пополнить запасы рыбы. Для наших современников этот проект — не только возможность отдать дань памяти, но и сказать спасибо дедам и отцам — через живую традицию создания таких лодок.

Михаил Гобелков, шкипер:

«Мы, конечно, гордимся нашими отцами, которые запускали космические корабли, делали ледоколы и сами своими руками создавали парусники».

Дубна — Рыбинск — Череповец — Вытегра — Петрозаводск — Кижи — таков маршрут на ближайший месяц — для тех, кто в отличие от большинства любителей комфорта путешествует на исторических лодках.

Ксения Егорова, корреспондент:

«Путешествие на судне, восстановленном по историческим чертежам, продолжается. До конца августа команда ёлы собирается дойти до Архангельска — этот проект образовательный, так что все, кто встретит это судно на своём пути, смогут узнать его героическую историю».

Новости