Одиннадцатилетний сын Елены Зубаревой учится здесь, в Архангельском многопрофильном реабилитационном центре. Попасть сюда — мечта любой мамы особенного ребенка. Ведь в центре ребята и учатся, и получают помощь. Ради этого семья продала всё и из области переехала в Архангельск.
Елена Зубарева:
«Мы запрыгнули в последний вагон. Этот год был последним, когда без проблем можно было попасть в этот центр. Потом начались проблемы, как мы узнали — просто не было набора детей с сохранным интеллектом».
Как выяснилось, центр хотят реорганизовать. По мнению властей, специалисты должны больше времени уделять реабилитации детей, а не обучению. Ведь желающих попасть сюда очень много. Среди предложений — распределять детей: те, которые более мобильны, должны учиться в обычных школах. А у кого ситуация намного сложнее — будут оставлять в центре. Но родители особенных детей с этим не согласны.
Елена Зубарева:
«Чтобы не начинались войны между родителями разных категорий. Что кто-то может ходить — значит, иди в школу, а твой лежачий — значит, сиди дома. Не нужно это делать, искусственно создавать этот конфликт. Нужно помогать всем семьям!»
Но как помочь всем? Этот вопрос стал темой для обсуждения в региональной Общественной палате. Многие настаивают на том, что центр не нужно реорганизовывать, его, наоборот, надо расширять.
Галина Королёва, юрист-волонтёр Архангельской региональной общественной организации «Кризисный центр «Надежда»:
«Социальная реабилитация и возможность интеграции ребёнка в общество, его социализация — всё очень зависит от того, какое образование получит ребёнок».
В Архангельске принять особенных ребят в свои стены готовы только 30 процентов школ. И не менее важный вопрос, готовы ли пойти на такой шаг коллективы учебных заведений.
Игорь Скубенко, заместитель председателя правительства Архангельской области:
«Где бы сегодня ребёнок не был: в коррекционной школе или в обычной школе, самая главная задача образовательного учреждения — самим адаптироваться под конкретного человека».
Нина Филимонова, заместитель министра, начальник отдела коррекционно-развивающего образования министерства образования Архангельской области:
«Понятно, что те условия, которые созданы в реабилитационном центре, в общеобразовательном учреждении на сегодня нам не создать. И, конечно, каждый родитель будет стремиться попасть в реабилитационный центр. Если говорить о ребёнке, для которого возможно обучение инклюзивно, то я считаю — нужно пробовать в общеобразовательном учреждении».
С 1 апреля центр всё же начнет набор первоклассников на учебу. Госзадание как для образовательной организации есть.
Ирина Тюрина, и.о. директора Архангельского многопрофильного реабилитационного центра для детей:
«На сегодняшний день категория детей, нуждающаяся в общеобразовательных услугах, которые им не могут предоставить учебные заведения на территории города Архангельска, мы эту потребность закроем в этом году. Мы никогда не делили детей по их способностям, по их диагнозам и по каким-то другим категориям».
Елена Молчанова, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка:
«Школа в центре будет, но с учётом всех особенностей детей, с учетом всех особенностей и условий, которые есть и в центре, и в образовательных организациях — нам всем взрослым нужно сесть и очень внимательно продумать вот эту маршрутизацию».
Мнения сильно разделились — кто-то считает, что особенные дети не должны быть отделены от общества и могут учиться в обычных школах. Другие категорически против и говорят, что родителям нужно дать право выбора. Точку в этом вопросе пока не поставили. Впереди — новые обсуждения, к которым нужно обязательно привлечь и педагогические коллективы школ.
Новости