Тишина спящего леса нарушена. Но у виновников уважительная причина — продолжают дело поморов! Предки именно среди хвойных деревьев искали материал, который поможет построить судно для морского промысла.
Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики»:
«О карбасах мы знаем, что они уже 500 лет назад строились. И это такая непрерывная традиция, которую мы сейчас изо всех сил восстанавливаем. Я думаю, примерно так вот и работали раньше, 200-300 лет, ну наверно у них была лошадь».
Но не было бензопилы! Хотя у энтузиастов с верфи Товарищества поморского судостроения основной упор — на лопату!
«Это не самый лучший корень, который мы нашли»
Зрить в корень приходится неслучайно! Ведь чтобы «сшить» карбас, нужен не просто ствол дерева, а так называемая кокора.
Артемий Заварзин:
«Кокора это то место, где ствол переходит в корень. Вот сделанная ранее заготовка — ствол чуть припорошен снегом, корень хорошо виден. И самое главное, что отличает кокору — это повышенная прочность. Ну, а прочность для судостроителей — решающий фактор».
Потому поисковые хороводы водят только вокруг ёлок — у них идеальное строение, без центрального корня, зато с множеством разветвлений. Подходящий угол определяется на глаз.
Иван Горбунов, столяр верфи Товарищества поморского судостроения:
«Смотреть, чтобы корень был равен стволу, должна быть одна плоскость. он не должен быть кривым. Корень может стать штевнем, килём, другой просто шпангоутом, то есть маленькая какая-то часть может понадобится».
Понадобится продолжателям традиций 16 кокор. Стоит задача «сшить» как минимум 2 карбаса. Зимой орудовать топором лучше всего — в дереве меньше влаги.
Артемий Заварзин:
«Вот она — свежесваленная кокора. Видим мощные ответвления! На работу ушёл примерно час».
Немало времени уйдёт и на то, чтобы вытащить кокоры из леса. Никакой техники — только крепкая верёвка и сила рук. В том числе — рук волонтёров. Андрей Зайцев — предприниматель, работает в сфере страхования. «Подстраховать» земляков и помочь с заготовкой материала решил сразу же, как увидел призыв в социальных сетях.
Андрей Зайцев, волонтёр:
«Навыки какие-то есть работы с инструментом? — Да, конечно, я вырос в деревне. Поэтому топор держать умею. С бензопилой тоже опыт имеется».
Имеется и разрешение на работу на делянке. Заручились поддержкой лесничества и местного бизнеса.
Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики»:
«К нам собственно со всего Северо-Запада пишут, что как вы вообще смогли договориться? Вы не браконьеры? Мы говорим — нет, всё законно! Доставим на верфь, там окорим, там уберём заведомо лишнее и лес будет вымораживаться, в таком режиме на холоде он очень хорошо сохнет, естественным образом вымораживается, к весне уже будет строевой лес».
На верфи уже предвкушают, каким может быть результат ратного труда. Пример на схеме — впечатляет.
Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики»:
«Шпангоуты. Очевидно, что их можно сделать из цельного куска иногда, но иногда они стыкуются, два вот таких полукруга. Перо руля — это тоже кокора. Это ствол, а из него выходит большой корень. Если его найти, если он будет правильно расположен относительно ствола, то его можно использовать — это самое прочное решение».
А вот как решалась в прошлом году судьба проекта «Мангазейский морской ход». Материалы для карбаса «Матера» — в том числе кокору — добывали в лесах Красноборского района. Ни единого гвоздя — судно сшивалось из еловых досок, которые соединялись между собой вицами, то есть еловыми ветками. Товарищество поморского судостроения таким образом решило вспомнить об истории русских первопроходцев. «Мангазейский морской ход» — это маршрут через Сухону и Двину, которым четыре столетия назад шло освоение Сибири, а в верховьях Оби появился заполярный город Мангазея. В наши дни на первом этапе проекта карбас «Матера» успешно преодолел по воде около 700 километров — от Великого Устюга до Архангельска.
Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики»:
«Такой первый по-настоящему опыт реконструкции таких карбасов. И сейчас мы продолжаем».
Потому станок для заточки топора пока не смолкает. Заготовка материала для будущих поморских судов продолжится до конца января. Вместе с этим возобновила свою работу «Школа судостроения выходного дня». Проект рассчитан и на детей, и на взрослых. Мастера с верфи обучат работать со столярным инструментом, создавать модели лодок и разнообразные полезные предметы быта.
Новости