В Северодвинске вывели из эллинга атомную подводную лодку с именем столицы Поморья

Полностью российский корабль. На Севмаше вывели из эллинга АПЛ "Архангельск". Атомный подводный крейсер стал третьей и самой современной субмариной проекта "Ясень-М". Впереди - многочисленные испытания и передача лодки Военно-морскому флоту.

"После прекращения действия огня горение сразу прекращается, даже тление".

Монтажник Севмашпредприятия пытается прожечь трёхслойную фанеру. Температура горения - три тысячи 200 градусов. Под таким натиском плавится даже металл, но дерево стойко выдерживает. Именно из такого материала делают мебель в деревообрабатывающем цехе Севмашпредприятия. Она не горит и не тонет. Срок службы - до 25 лет. Всё дело в специальных военных ГОСТах.

Наталья Охитина, начальник бюро технологической подготовки цеха № 41 Севмашпредприятия:

"У нас специальное есть конструкторское бюро, которое занимается именно разработкой мебели, чтобы она соответствовала по эргономике, по всем техническим характеристикам. Они на бумаге просчитывают узлы, потом мы это все собираем, воплощаем в жизнь, и обязательно проводим периодически испытания. То есть, у нас мебель полностью прошла циклы испытаний в соответствии с ГОСТами и военными стандартами".

А это уже другой цех - корпусообрабатывающий. Именно здесь и начинают собирать будущую подводную лодку. Площадь цеха 36 тысяч квадратных метров, это примерно восемь футбольных полей. С листами металла легко справляется резак. Делает это быстро, но с ювелирной точностью. Эти стальные пластины в будущем и станут корпусом корабля. Затем детали чистят, фрезеруют и гнут многотысячным прессом.

Роман Пономарёв, заместитель начальника корпусообрабатывающего цеха Севмашпредприятия:

"Полный цикл изготовления - от поступления металла до выпуска готовой продукции, то есть детали гнутые, фрезерованные, прошли сверловку, правку и отправляются уже на следующий этап сборки, секционной и узловой сборки. Изготовление из марок всех сталей - титановых сплавов и сплавов других на основе меди, олова".

Подлодка "Архангельск" была заложена 19 марта 2015 года. Появления атомной субмарины ждали почти 8 лет. И вот долгожданная для всех команда.

"Уважаемый, Николай Анатольевич, завод готов к началу процедуры вывода корабля, предлагаю начать движение. Стапель на ход".

Алексей Шемякин, корреспондент:

"Вот он, исторический момент. АПЛ "Архангельск" выходит из самого большого эллинга Европы со скоростью полтора сантиметра в секунду. Стоит заметить, что это самая современная подводная лодка проекта "Ясень-М" четвёртого поколения".

Снимать лодку разрешено только с определённого ракурса, во всю длину нельзя. Винт надежно закрыт от посторонних глаз и телекамер. Именно от его формы во многом зависит шумность субмарины. "Архангельск" - атомный подводный крейсер четвёртого поколения значительно отличается от предшественников.

Николай Евменов, Главнокомандующий военно-морским флотом России:

"Это четвёртое, даже четвёртое ++ поколение. Во-первых, это вооружение изменилось, изменилось шумность корабля, изменились дальности обнаружения противника, как подводного, так и надводного. В общем, все технические средства претерпели модернизацию".

Всё время, что строилась лодка, рядом с "Архангельском" - экипаж. Они изучили субмарину до винтика. Атомоход уже назвали чёрной дырой для радаров противника. Подлодка сможет появиться там, где её не ждут. И перед тем, как погрузиться в соленые воды Белого моря, по традиции - брызги шампанского. Вывод из эллинга - означает то, что уже завершены все операции на стапеле, в цехе проведены гидравлические испытания корабля. Кстати, "Архангельск" - первый подводный корабль, который построен только из российских материалов.

Михаил Будниченко, генеральный директор ОАО ПО "Севмаш":

"Это полностью российский корабль. Здесь нет ничего импортного. И проект отечественный, и материалы, и оборудование, и системы, и устройства. Всё отечественное. Что касается кооперации, то это более 400 заводов, это вся Россия".

Проект субмарины разработан Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит". Эти же специалисты продумывали и все детали будущих лодок - "Красноярск", "Пермь", "Ульяновск", "Воронеж" и "Владивосток", которые сейчас в разной степени готовности на Севмаше.

Владимир Дорофеев, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит":

"Работа ведётся по двум направлениям - это работа над себестоимостью проекта и повышение его военно-экономической эффективности".

АПЛ "Архангельск" способна погружаться на глубину до 600 метров, находиться в автономном плавании до 100 суток. Боекомплект субмарины - крылатые ракеты большой дальности - "Калибр" и "Оникс". Они способны поражать любые цели - под водой, на воде и на берегу. Пусковые установки "Ясеней" могут применять и гиперзвуковые "Цирконы". Сейчас субмарину поместили в наливной бассейн, откуда её переместят к достроечной набережной. Впереди у подлодки заводские и государственные испытания, а в год 440-летия города Архангельска на АПЛ будет поднят флаг, после чего субмарина войдёт в состав ВМФ России. Пункт приписки - Северный флот.

Новости