В руки архангельских реставраторов попал уникальный экспонат — слюдяной фонарь середины 18 века

Сейчас перед началом работ мастера изучают раритет. А другой старинный предмет позапрошлого столетия уже готов отправиться домой — в Шенкурский краеведческий музей.

Светлана Синицына:

«Глядя на этот раритет начала 20 века, так и хочется затянуть старинную русскую песню — „Догорай, гори, моя лучина!“. Это светец — нехитрая, но своеобразная подставка для лучины — одной или нескольких. Когда их зажигали, в избах становилось светло».

Столетие назад для безопасности в деревянное корытце наливали воду, клали снег или песок. Лучина горела, угольки осыпались. Но случалось, судя по следам ожогов, дерево прогорало. Деревянную чашу заменяли другой, — вся конструкция разбиралась. И каждый раз мастер мог проявить свою фантазию и украсить светец по своему вкусу.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Была задача сохранить все следы бытования, всю эту аутентичность, и передать эту эпоху времени, даже следы прошлых ремонтов мы не стали удалять. Укрепили, обработали древесину, закрыли всё защитным слоем, обработали металл».

Светец отправится на родину в Шенкурский краеведческий музей. А на очереди другой уникальный экспонат — слюдяной выносной фонарь начала 18 века.

«Вот эта часть, она металлическая, вот эта вся часть уже из дерева. Снизу тоже дерево и металл. Внутри металла чаща под свечу».

Ещё на фонаре роспись и слюдяные окошки. Раритет из фондов Архангельского краеведческого музея. Первый этап работ — знакомство со старинным предметом, изучение конструкции, которая по форме и декоративным элементам символизирует Небесный град Иерусалим. «Фонари-иерусалимы» на Севере называли «ходовыми». Они были очень популярны в 16 и 17 веках. Использовали их в храмах во время крестных ходов. Этот слюдяной светильник из Надвоицкой церкви, что на реке Выг в Карелии, которая сгорела в 19 веке. Пострадал и позолоченный фонарь, но уцелел.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:

«И священник рассказывает, что надо бы обновить фонарь, он старый. Обновили резные детали и отправили всё это вместе взятое в Архангельск в Епархиальное древлехранилище. Таким образом в Архангельске оказался этот удивительный памятник, который связан с мастерством резчиков и мастеров слюдяного промысла Поморья».

Раньше слюду добывали на карельском берегу Белого моря. За границей её называли «московицкое стекло». Минерал отличался прочностью, термостойкостью и хорошо пропускал свет. Но когда появилось настоящее стекло, надобность в слюде отпала. Сейчас для реставрации её с трудом нашли в Иркутске. Предстоит обработка металла, укрепление красочного слоя и древесины, восполнение утрат, и установка недостающих фрагментов слюды.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели и металла Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Авторская слюда останется обязательно. Наша задача — всё что сохранилось, всё это и сохранить».

Основной принцип в работе реставраторов, впрочем, как и у врачей — главное не навредить.

Новости