Архангельск стал частью уникальной экспедиции "Мангазейский морской ход"

Показать, что старинные технологии не потеряли силу, что древние промыслы ещё могут открыть некоторые тайны веков, а мы с вами - наследники великого прошлого. Так кратко можно сформулировать цели, которые преследует большой проект "Мангазейский морской ход". Он включает в себя строительство девятиметрового карбаса, экспедицию по маршруту, которым ходили поморы ещё в 16 веке, но самое главное - преодоление трёх морей для достижения исторической точки - древнего поселения Мангазея.

Поход к морю начинается...с похода в лес. Среди могучих поморских елей идёт сборка материала для будущего карбаса. Возводить будут по старинным технологиям и чтобы предания старины глубокой оживить! Предстоит экспедиция по Сухоне и Северной Двине - маршрутом, который помог в освоении Сибири! Архангельску помогает Москва. Столичный Политехнический музей и Товарищество поморского судостроения решили совместное вспомнить об истории русских первопроходцев, которые в 17-м столетии на подобных карбасах вершили географические открытия в Заполярье! Строительство заняло большую часть лета, была собрана команда из инженеров, учёных и волонтёров. В середине сентября экспедиции дали старт! Отправной точкой путешествия стал Великий Устюг. Отсюда 400 лет назад Семён Дежнёв взял путь в Арктику - мыс на Чукотке, как известно, назван его именем. У продолжателей традиций маршрут на первом этапе менее протяженный - до Архангельска. Шли через заповедные поморские земли, старинные поселения. И везде результат труда судостроителей получал высшую оценку. Дать её могут все, кто придёт на верфь Товарищества поморского судостроения. Карбас здесь уже как неделю - на отдыхе.

Артемий Заварзин:

"Ни единого гвоздя - судно сшито из еловых досок, которые соединены между собой вицами, то есть еловыми ветками. Несмотря на то, что карбас преодолел по воде около 700 километров, до сих пор ощущается стойких запах дегтя и смолы, которыми обрабатывали корпус. На корпусе есть и имя карбаса - "Матера". Так в старину называли матёрый, коренной берег. То есть - родной. Именно тот, к которому стремятся все моряки, возвращаясь из дальнего плавания".

Но почему же плавание нарекли "Мангазейским морским ходом"? Руководитель проекта Евгений Шкаруба объясняет: именно таким маршрутом - через Сухону и Двину - четыре столетия назад наши предки дошли до реки Обь, в верховьях которой появился город Мангазея.

Евгений Шкаруба, руководитель проекта «Мангазейский морской ход»:

"Вот эта часть истории освоения Сибири она очень интересная, и наш проект он показывает механизм - как она была освоена, как строили лодки, умели ходить по волокам, как ходили в Арктике на этих лодках. И наш проект как раз иллюстрирует и должен быть показан более широкой аудитории".

Для этого во время экспедиции шли съёмки документального фильма о проекте "Мангазейский морской ход". А ещё - по задумке авторов - карбас стал "плавучим лекторием". О важных страницах в истории страны смогли узнать жители в местах остановок карбаса - а это Котлас, Верхняя Тойма, Усть-Ваеньга и Холмогоры.

Евгений Шкаруба, руководитель проекта «Мангазейский морской ход»:

"Рассказывали, как осваивалась Сибирь, как строили лодки, вообще о мореплавании, путешествиях, у нас была очень такая благодарная публика, встречались, общались, разговаривали и это был такой обоюдный обмен информацией - мы говорили о своем, а нам рассказывали, свои сохранившиеся ещё лодки показывали".

И путешественники, и их попутчики сошлись во мнении: карбас по надёжности не уступает современным малым судам. Но перед стихией - все равны!

Максим Матвеев, участник проекта «Мангазейский морской ход»:

"Северная Двина показала весь свой свой характер. Был шторм, когда мы целый день лавировались, со встречным ветром, с волной в метр. Всё получилось, всё на самом деле здорово. Сильно меня лично удивила лодка, все переживали, что она большая и широкая, а лодка оказалась очень лёгкая и на ходу и под парусами".

Евгений Шкаруба, руководитель проекта «Мангазейский морской ход»:

"Хорошо гордиться своей страной просто так, вот - мы такие молодцы! А ещё лучше гордиться своей страной, своим народом, зная - за что конкретно! И вот этот проект как раз его ценность в том, что мы рассказываем - как же это было сделано, в чём были удивительные моменты процесса похода в Сибирь".

И именно в Сибирь - по Белому, Баренцеву, Карскому морям - карбас устремится в следующем году. Взяв курс к тому самому матёрому берегу реки Обь. На территории уже несуществующей Мангазеи завершится экспедиция, а вместе с ней и съёмки документального фильма.

Новости