"На Мудьюг попал - считай, что пропал". Такая поговорка чеканным шагом ходила по улицам Архангельска во времена западной интервенции. Интервенты отправляли в концлагерь всех, кого подозревали в симпатиях к большевикам. У Игоря Палкина здесь чуть не погибли предки. Слева - Палкин Николай Семенович, справа Павел Семенович. Братьям было чуть меньше 30 лет.
Игорь Палкин, потомок узников концлагеря на острове Мудьюг:
"Во время Гражданской войны, он вместе со своим братом был мобилизован в белогвардейские отряды и на территории Мезени, реки Вашки они подняли восстание".
Они отказались поднимать оружие на земляков. За что и были арестованы белыми и этапированы на Мудьюг. Здесь братья Палкины мучились около года. А когда интервенты бежали, то прихватили их и других узников с собой в качестве заложников. И хотя Советская власть вернула узников домой из Шотландии, на родине ни один брат не отметил и 50-ти лет - добили болезни. Но на Мудьюге они выжили. Возможно, потому что избежали карцера - старого ледника.
Алексей Сухановский, командир мемориальной группы "Штык решает":
"Из первых четырех заключенных, которых туда бросили - выжил только один. Один умер в карцере, один умер уже в бараке - его принесли. Один сошел с ума и тоже потом умер".
Ледник, как и весь концлагерь интервентов на Мудьюге восстанавливает мемориальная команда "Штык решает". Им помогает отряд спецназа "Ратник". За три года убрали мусор, построили сторожевую вышку, поставили забор с колючей проволокой, которая помнит времена интервенции. Установили мостки, облагородили могилы расстрелянных. Сегодня опасения вызывает барак заключенных - фундамент просел, строение перекашивает. Может обвалиться крыша и стены. Чтобы восстановить барак, у команды есть грамотные специалисты. Но трогать здание нельзя - оно является памятником.
Игорь Слободянюк, начальник штаба мемориальной группы "Штык решает":
"Это отдельная история. Тут надо подключаться, обязательно, властям. И даже не только областным, а это памятник федеральный - надо подключать федералов".
Эту зиму барак еще проживет. Но следующая точно может стать последней. Протечет крыша - начнут гнить доски и спасать будет нечего. А память сохранять надо. Кстати, о Мудьюге глава Поморья Александр Цыбульский докладывал президенту Владимиру Путину.
Олег Русинов, министр образования Архангельской области:
"Мы с вами хорошо знаем как работает команда "Штык решает" - мемориальная команда. Сколько усилий она вкладывает в то, чтобы эти памятные места в нашей области, для нашей страны сохранялись. Это их труд".
Сейчас в планах команды - облагородить место расстрела 13 заключенных. А рядом поставить часовню.
Игорь Слободянюк, начальник штаба мемориальной группы "Штык решает":
"Чтобы можно было короткие митинги проводить. Чтобы люди могли прийти, постоять, подумать. Где-то вот здесь и поставим. Хорошее место. Оно не затапливается".
Что концлагерь на Мудьюге - единственный, что сохранился со времен Первой мировой и Гражданской войн. За 13 месяцев его существования лагерь прошло около тысячи человек.
Новости