Ровно 15 лет назад в Архангельской области открыли дорогу на Мезень

После долгих лет строительства появился круглогодичный сквозной проезд. С Архангельском удалось связать северные районы - Мезенский и Лешуконский. Это стало мощнейшим импульсом к их развитию.

Дорога на Мезень - история, пожалуй, самого долгого дорожного строительства в России. Попытки связать заповедную северную территорию с большой землёй предпринимались на протяжении нескольких столетий - при Петре Первом, и позже при Екатерине Второй. Даже смету составили. В советские годы работы вели по линии НКВД. Но из-за отсутствия финансирования проект заморозили. А уже в 80-х начались новые изыскания.

Евгений Лобанов, советник директора дорожного агентства "Архангельскавтодор":

"Мы подготовили технико-экономическое обоснование строительства новой дороги до Мезени, учитывая что нужно соединить и Лешуконское. Поэтому было предложено несколько вариантов. Был вариант через Белогорский и Карпогоры, дальше через Веегоры, Широкое на Лешуконское".

Вариант через Карпогоры был выгоден с экономической точки зрения - для освоения лесных массивов. Но путь через Пинегу, по которому сегодня идет дорога, для жителей Мезени гораздо ближе. Строительство началось в 1999 году. Со стороны областного центра до границы Мезенского района дорога уже существовала. А вот следующие 70 километров предстояло построить. Первый участок до деревни Совполье сдали в 2002 году. А в 2003 появился мост через реку Немнюгу. Капитальная железобетонная конструкция посреди тайги стала знаковой. Дорога до Мезени - дело ближайшего будущего.

"Это и для развития Архангельской области. А поскольку два района не имеют связи с городом Архангельском, это и вопрос жизни на этих территориях".

Участки шли по болотам до 5 метров глубиной. Чтобы полностью сделать выторфовку одного километра, отсыпать приходилось до 100 тысяч тонн песка - в пять раз больше обычного.

Михаил Яковлев, бывший генеральный директор Мезенского дорожного управления (с 2005 по 2014 гг.):

"Были определенные термины у всех строителей на слуху: Кимжемское болото, Совпольское болото. Не одна единица техники была там утоплена. И это на самом деле так".

Стройка обошлась бюджету в колоссальную по тем временам сумму - миллиард 200 миллионов рублей. 29 августа 2008 года мечта жителей северной глубинки наконец сбылась.

"Мы вот сколько лет ездим и никак не могли попадать спокойно. Это же надо долететь до Мезени на самолёте, а нелётная погода часто бывает".

С началом реализации национального проекта работа закипела вновь. За первые два года преодолели почти 100 километров. А уже в 2023 в ремонте более 80 километров. В планах на следующий сезон - уложить асфальт до Белогорского.

Владимир Шадрин, директор дорожного агентства "Архангельскавтодор":

"Это у нас участок по капитальному ремонту и переводу в асфальтобетонное покрытие между Рембуево и Белогорским - соответственно порядка 18 км".

Ремонт продолжится пока всю Мезенскую дорогу не приведут в порядок.

Новости