Российская Арктика - под надёжным авиакрылом

Северный флот расширяет возможности применения авиации на дальних аэродромах в Арктике. Лётчики Северного флота несут боевое дежурство в высоких широтах. Как организовано боевое дежурство и какие цели стоят перед оперативно-тактическими авиагруппами?

Эльвира Серга:

«Аэродром „Рогачево“ — важнейший узел в системе обороны всего российского Заполярья. Отсюда можно контролировать огромные территории в Арктике, включая трассы Северного морского пути и усилить защиту границ государства на случай атаки через Северный полюс. Если возникнет угроза, неприятеля встретят здесь наши истребители!».

Один за другим, уверенно касаясь нитки бетона у кромки Ледовитого океана, садятся истребители-перехватчики Миг-31БМ и фронтовые бомбардировщики Су-24. Они прибыли на смену многофункциональным корабельным Су-33, ближайший месяц им предстоит выполнять специальные задачи по охране воздушных границ.

Игорь Чуркин, начальник штаба объединения ВВС и ПВО Северного флота:

«Первое, и основное — это Северный морской путь, Арктика. Карские ворота, которые находятся южнее 200-250 км — это вход как раз в СМП. Поэтому и пограничные войска его охраняют, береговая охрана. С воздуха — это наша задача, 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота».

На новом аэродроме базирования уже приступила к своим обязанностям передовая группа — инженерно-техническое звена, они — часть команды и всегда прибывают первыми. Их задача — принять свои самолеты, проверить, обслужить и подготовить к следующему вылету.

Сергей Галаган, инженер авиационного комплекса:

«Ждем средства: воздух, азот, ТЗ и будем готовить дальше 00.41 по заданию».

Пётр, командир экипажа Су-24:

«Я думал у нас край земли, а прилетел — нет, вот здесь край земли».

Игорь, командир экипажа МиГ-31БМ:

«Отлично добрались, погода хорошая сегодня, как никогда, все позволяет метеоусловия, ветер — все в норме».

Игорь — летчик 1-го класса, здесь бывать уже приходилось не раз, говорит, над морем, в местности без ориентиров, летать не просто, но системы работают четко, остальное — дело практики. Он сам за штурвалом уже 20 лет, со своей боевой машиной — почти одно целое. И слишком «любопытных», заблудившихся в небе, вытеснять приходилось.

Игорь, командир экипажа МиГ-31БМ:

«Стоят у нас подфюзеляжные ракеты — это ракеты дальнего боя ракета Р-33, и на крыле ракета ближнего боя Р-73».

По интенсивности полетов «Рогачево» можно сравнить с «Шереметьево», это конечно шутка, но для примера: за час аэродром принял и группу военных летчиков, и два гражданских борта из Архангельска, и ряд вертолетов! Это добавляет работы дежурным на контрольно-диспетчерском пункте. Пока мы знакомились с обстановкой, пришел сигнал: в небе посторонние! Су-33 — команда на боевой вылет! Оба «посторонних» — самолеты Соединенных штатов Америки, в небе над нейтральными водами в районах российской Арктики появляются часто, ведут разведку местности, фотографируют, мониторят обстановку, но в целом ведут себя дисциплинированно. Вылет на боевое задание занял не более часа, «визуального контакта» не получилось из-за плотных облаков, говорит летчик, вел по приборам. У Максима это первое боевое дежурство на Новой Земле, ему всего 27 лет, но опыт уже получен бесценный.

Максим, командир экипажа Су-33:

«Вышел на курс цели „на догоне“, включил радиотехнические средства чтобы обнаружить его, обнаружил, цель начала маневрировать и просто ушла в облака».

Эльвира Серга:

«Самый северный аэродром расположен здесь, на Земле Франца-Иосифа, аэродром Нагурская, всего 900 км от макушки земли, длина полосы 3,5 км, и здесь возможно принимать практически любые типы летательных аппаратов».

На острове Земля Александры климат еще более суровый — за все лето не больше 10 ясных дней, нам повезло!

Игорь Чуркин, начальник штаба объединения ВВС и ПВО Северного флота:

«Сейчас вы видите, распогодилось, боевые зашли, сели, все нормально! На этой широте как бы никто оперативно-тактическая авиация не выполняет, выполняем только мы!».

Патрулировать российскую Арктику и этой авиагруппе предстоит также в течение месяца, затем по ротации летчики перебазируются в другой регион, готовиться к посадкам на палубу авианосца, а на смену им сюда придут следующие. Для обеспечения летного состава на острове все есть. Специальные задачи авиазвено будет выполнять во взаимодействии с подразделениями базы «Арктический трилистник».

Новости