Специалисты Всероссийского центра имени Грабаря по темперной живописи приехали в Архангельск

Они получили приглашение от Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера". В течение двух недель столичным мастерам предстоит начать реставрацию 30 икон - древних памятников темперной живописи.

Из масштабной коллекции древнерусской живописи Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" на реставрацию отобрали три десятка икон прошлых столетий, начиная с 16 века.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

"Мы периодически проводим специальные профилактические осмотры, которые выявляют разрушения произведений темперной живописи. И вот как только они проходят определённую критическую точку, конечно, мы приглашаем реставраторов, которые помогают нам спасать уникальные произведения древней живописи".

Из-за плохого состояния некоторые древние памятники невозможно вывезти за пределы музея. Приезжие мастера Всероссийского центра Грабаря чаще всего берутся за реставрацию крупноформатных и сложных икон, в том числе написанных темперными красками. В этой работе используются специальные технологии. Темперная живопись одна из древнейших. Эти краски сохраняют яркость на протяжении веков. Готовились они из растёртых минералов и других красящих веществ на яичной желтковой эмульсии.

Светлана Синицына:

"Краска кладётся слой за слоем. Сквозь них проходит свет и отражается в частицах кристаллов. Это даёт особую глубину и выразительность - цвет на иконе живёт. Именно темпера помогает раскрыть ее духовную суть".

По словам музейных работников, в данный момент в Архангельском филиале центра Грабаря нет специалистов по реставрации темперной живописи. Причем некоторые виды работ могут выполнять мастера только высшей и первой категорий.

Наталья Фоломешкина, художник-реставратор темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря, Москва:

"Иногда и мы работаем можно сказать как "скорая помощь", то есть мы выполняем определённый ряд реставрационных мероприятий, которые останавливают разрушение памятника, чтобы он мог дождаться, например, своей очереди, когда уже попадёт к реставратору и он выполнит полную реставрацию".

Сейчас реставраторы проводят противоаварийные работы и консервацию памятников. Среди задач и укрепление отставшего красочного слоя и левкаса - грунта, которым покрыта деревянная основа иконы.

Наталья Фоломешкина, художник-реставратор темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря, Москва:

"Для того чтобы укрепить, мы используем клей и наносим профилактическую заклейку. Затем прессуем эти участки рабочие закладываем их грузами".

После того как фрагмент укрепится - профилактические заклейки - папиросную бумагу удалят. Среди раритетов, с которыми работают московские реставраторы - иконный образ Благоразумного разбойника Раха, который был распят на Голгофе вместе с Христом. Он покаялся в своих грехах и уверовал в божественность Спасителя. Этот образ из иконостаса Троицкого храма села Нёнокса. Кстати, он никогда ещё не был представлен публике.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

"Наша практика не предполагает экспонирование предметов до раскрытия, - до проведения полного цикла реставрационных работ. То есть наш сюжет даст возможность подглядеть немножко?! Да вы подсмотрели удивительный памятник".

Новости