Лиза учится в техникуме на парикмахера. В свободное время делает прически подружкам, и даже подстригает мальчиков. Говорит, получение профессии — это сложнее, чем школа. И в таком возрасте и при освоении чего-то нового как никогда необходим человек, с которым можно посоветоваться по всем вопросам. Для Лизы это наставник — Ирина Валерьевна.
Ирина Березкина, наставник:
«Мы совместно делаем презентации, проекты. Лизу хвалят, особенно на практике. Если она постарается, то из нее выйдет замечательный парикмахер».
Ирина Валерьевна стала наставником Лизы в 2018 году. Они вместе прошли большой путь. Каждый год появляются новые переживания, новые темы для разговоров. И самое главное — новые счастливые моменты.
Ирина Березкина, наставник:
«Такое получилось совпадение — у меня у сына день рождения 6 апреля, и Лизавета тоже родилась 6. У нас получается два дня рождения в один день. И мы уже на протяжении многих лет празднуем этот день рождения и у Леши, и у Лизы».
Наставник это друг ребенка, значимый для него взрослый. Человек, с которым можно поговорить, обсудить важный вопрос, сходить в музей, кино или кафе. Ольга Тризно торопится к свой подопечной Насте. Они в этом проекте почти три года. Самое сложное время выпало на пандемию коронавируса, когда общаться можно было только по телефону или скайпу. А сегодня Настя учит наставника играть в шахматы. Сама освоила их недавно — очень хотелось поехать на соревнования в Сочи. Интеллектуальная игра понравилась и захватила.
Настя:
«Мне понравилось размышлять, ставить будущие свои ходы в голове, побеждать, ездить в другие города на турниры. Ездили на Черное море, мы ходили купаться. Там очень красиво».
Ольга увидела информацию о наставничестве в интернете, и уже на первом тренинге приняла решение. В первое время не все было так, как она представляла.
Ольга Тризно, наставник:
«Я думала, что ребенок будет навязчивым — будет звонить, писать, что-то просить, но все получилось наоборот. Первые полгода только я писала, звонила, и как-то пыталась наладить наши взаимоотношения. И вот, наверное, через полгода у Насти уже появилось какое-то доверие ко мне».
С осени 2018 года, с начала проекта наставничества «Два капитана» в Северодвинском детском доме прошли обучение 40 человек. 34 были закреплены за детьми. Программа наставничества заработала и в некоторых районах области. А Северодвинский детский дом стал обучающим центром для специалистов. Взаимоотношения детей и наставников дают свой результат, изменения происходят не сразу, но через год они заметны.
Наталья Ангел, региональный куратор проекта наставничества, социальный педагог:
«Как специалист я могу отметить, что дети стали более коммуникабельны, более заинтересованные в тех или иных вопросах, стали чем-то интересоваться. Стали изучать город, потому что улицы они не знают, а тут они начали ориентироваться».
Сегодня в Северодвинске — уже седьмая волна обучения. Занятия проводят педагоги, психологи. Стать наставником можно с 25-летнего возраста. Из документов необходимы некоторые справки, например, об отсутствии судимости, психических заболеваний. Приветствуется наличие хобби. Но самое главное — должно быть желание помочь ребенку.
Ольга Галушина, директор Северодвинского детского дома:
«Был опыт, когда наставник вел ребенка до 18 лет. Ребенок стал успешным, выпустился, окончил успешно образовательную организацию, получил профессию, сходил в армию, работает. А наставник ресурсный, он готов еще. Он приходит и говорит — а давайте я еще помогу какому-то ребенку».
Уже состоявшиеся наставники советуют — не бояться, но серьезно взвесить свои силы.
Ольга Тризно, наставник:
«Должны быть определенные ресурсы — и временные, и материальные. Да, может быть кого-то это смущает. Хотя в целом, мы в основном только общаемся. И я думаю, наверное, главный ресурс — это временной. Можешь ли ты уделять столько внимания ребенку, чтобы в первый год наладить с ним контакт, когда нужно притираться друг к другу. В этом есть сложности».
Ирина Березкина, наставник:
«Мой совет — не бояться! Если есть внутренний какой-то стержень, и есть желание стать для кого-то другом, стать наставником, учителем, советником! Потому что это очень важно. Иногда ребята наши не знают куда обратиться».
Наставничество — абсолютно бесплатная, волонтерская деятельность, решение о которой должно приниматься и умом и сердцем.