В Архангельске сегодня освятят Михайло-Архангельский кафедральный собор

Сегодня в Архангельске - эпохальное событие. Уже через несколько минут начнется торжественная церемония освящения кафедрального Михайло-Архангельского Собора. Для этой цели в столицу Поморья приехал глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл. Храм построен и будет освящен, уже благоустроена территория вокруг, но все же еще потребуется не менее 2 лет, чтобы закончить все внутренние работы. Об этом рассказал архитектор собора Дмитрий Яскорский.

Нина Костылева:

"Дмитрий Станиславович, действительно, этот день все ближе, когда произойдет это эпохальное событие для Архангельска - освящение кафедрального собора. А давайте сегодня вспомним, как все начиналось, в каком году, сколько лет назад и как это было?"

Дмитрий Яскорский:

"Ну, вообще, история строительства собора насчитывает более 30 лет. У меня большая часть моей жизни прошла с ним. Первые годы это была работа по поиску места и было несколько участков, и даже на некоторых участках мы провели достаточно большую работу. Но в итоге все сложилось так, как сложилось. И окончательно была выбрана именно эта площадка, на которой началась долгая длинная работа с выбором проекта. Были разные проектировщики, были разные проектные предложения. Трудился наш ушедший очень рано из жизни владыка Тихон, царство ему небесное, который прилагал много усилий для того, чтобы в Архангельске появился новый кафедральный собор. Тогда было предложено несколько вариантов этих проектов, но проекты эти в те годы, по сути дела, представляли собой не соборные здания, а красивые интересные здания приходских небольших храмов, вместимостью 250-300 мест. С приходом на руководство областью Ильи Филипповича Михальчука ситуация радикально изменилась. В 2008 году, когда Илья Филиппович поддержал меня в том, что городу нужен большой кафедральный собор. И, если мы построим здесь небольшой храм, он потеряется, а самое главное - мы потеряем место для строительства собора".

Нина Костылева:

"Ну, изначально думали, наверное, о меньших размерах, потому что очень сложно было собрать деньги, потому что строится храм на народные средства?"

Дмитрий Яскорский:

"Очень много зависит от руководителей региона. И я очень благодарен Илье Филипповичу за то, что он очень многое сделал за очень короткий период пребывания здесь руководителем. В 2008 году по его поручению и благословению владыки Тихона я начал непосредственно заниматься проектом этого собора. У меня уже был приличный опыт работы с РПЦ, несколько реализованных проектов, и работа шла достаточно быстро. И уже к лету 2008 года появилось проектное решение. Вообще, проектные работы до сих пор идут, я проектирую до сих пор. Этому посвящено много лет, разработка рабочей документации заняла в общей сложности 4 года. Строительство шло с листа. Сначала был сделан эскизно-архитектурный проект, где мне помогал мой сотоварищ Дмитрий Викторович Корешков - замечательный архитектор и коллега, мой соавтор. В 2011 году мы сделали очень серьезную корректуру этого проекта после прихода на нашу кафедру владыки Даниила. Были сделаны существенные дополнения и изменения. В 2008 году летом мы забили первую сваю, а в 2009 году Святейший Патриарх Кирилл посетил Архангельск и освятил начало строительства собора".

Нина Костылева:

"Вот сейчас, оглядываясь назад, Вы можете сказать, как шло строительство собора, были ли минуты отчаяния, когда, например, не хватало средств?"

Дмитрий Яскорский:

"Это все время имеет место быть, такое строительство идет очень тяжело. Здесь же нет бюджета, здесь нет бюджетных денег, нет гарантированного финансирования, строится собор именно на добровольных началах, волонтерских. И это усложняет и удлиняет строительство".

Нина Костылева:

"То есть, это по-настоящему народная стройка?"

Дмитрий Яскорский:

"Да. Н самом деле, меня успокаивает, что такие соборы, все большие соборы на Руси строились не быстро. И наш Троицкий собор, который мы, к сожалению, утратили, тоже строился больше 30 лет. В январе 2011 года на нашу архиерейскую кафедру был призван владыка Даниил и он тоже со своей хорошей энергетикой возобновил это строительство. Надо отдать должное, что все руководители региона, начиная с Ильи Филипповича Михальчука, и потом Игорь Анатольевич Орлов, сейчас Александр Витальевич Цыбульский, все они поддерживают строительство собора и ищут спонсоров, которые нам помогают".

Нина Костылева:

"Дмитрий Станиславович, Вы уже упомянули Троицкий собор Архангельска, который, к сожалению, был утрачен в революционные времена. Этот собор как-то похож на предыдущий, были ли какие-то у Вас параллели с ним, аналогии?"

Дмитрий Яскорский:

"Конечно, хотелось так или иначе в образе храма устроить какую-то визуальную перекличку с утраченным собором. И отчасти я попытался это сделать. Не мне судить, но можно сопоставить два вот этих образа и найти определенные единые подходы. Во-первых, 5 глав. Во-вторых, кубическая форма средней части храма, на которой стоят величественные 5 звонниц. У каждого храма были особенности. У Троицкого храма были огромные росписи на стенах, на алтарной стене, на южной, на северной. И я для таких росписей тоже сделал такие площадки на стенах. Предполагалось их заполнить мозаичными панно с библейскими сюжетами, также как это было на Троицком храме. Сейчас нам не удалось сделать эти мозаичные панно на всех фасадах собора, но это можно сделать и через 10 лет, и через 20. Место для них оставлено и, я уверен, это произойдет".

Нина Костылева:

"Дмитрий Станиславович, сейчас идет подготовка, но можно ли зайти в собор?"

Дмитрий Яскорский:

"Да, конечно. Идея и реализация - это очень длинный процесс и все зависит от таланта художника, который может реализовать замысел архитектора. Мой друг, товарищ, воцерковленный человек, замечательный художник Сергей Сюхин смог очень талантливо сделать врата, бронзовые рельефы, которые украшают главный вход в храм. Здесь и соловецкие угодники, и Лонгин Коряжемский, и Артемий Веркольский, и Антоний Сийский. Ну, и, конечно, новомученики наши северные, всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский, Николай Родимов. И это тоже интересные изображения. Для меня было очень важно иметь какую-то связь с утраченными архангельскими храмами. Это Троицкий кафедральный собор и Морской собор в Соломбале. Их было много утрачено, но мы выбрали 2 самых значимых".

Нина Костылева:

"Дмитрий Станиславович, кто работал над внутренним убранством?"

Дмитрий Яскорский:

"Ну, четвертый год эта работа ведется мною вместе с моим маленьким коллективом архитекторов и дизайнеров, которые мне помогают. Их труд очень нужен. Это длинная дорога, от которой зависит, как будет выглядеть собор в итоге".

Нина Костылева:

"Дмитрий Станиславович, уже видно, какая это красота и будет еще лучше. Как это создавалось, расскажите какие-то секреты?"

Дмитрий Яскорский:

"Здесь я бы хотел сказать об особой роли нашего владыки Корнилия, потому что то монументальное решение, которое мы пытаемся здесь реализовать, это во-многом его заслуга. Он поддержал меня и наши усилия, усилия художников в том, чтобы сделать величественным внутреннее убранство храма, но, в то же время, оно должно быть теплым и располагать к духовной атмосфере. И, конечно, главное украшение - иконостас, будущее оформление стен, киоты. И, конечно, величественный иконостас, который мы видим сейчас - это заслуга владыки Корнилия. Нужно было решиться на такое монументальное творение, классический многоярусный иконостас, здесь 5 ярусов. Это достаточно дорогая история и на нее надо было решиться. С другой стороны, мы получили очень неплохой результат. Иконостас создан в Курске. Кружевная работа с очень высоким качеством, он весь позолочен. Две бригады живописцев из Москвы и Курска писали иконы. Они будут дорабатываться, но то, что вы видите, уже всех впечатляет".

Нина Костылева:

"Это главное дело Вашей жизни?"

Дмитрий Яскорский:

"Да, можно так сказать. Конечно, я посвятил всю свою жизнь градостроительной политике, архитектурной политике в регионе, в городе, но, конечно, это стало главным моим делом и, собственно, это очень важное было решение в моей жизни, когда я принял решение подать в отставку, добровольно уйти с хлебного места главного архитектора области. Я ушел на пенсию, на вольные хлеба, основным мотивом было одно - мы в 2016 году уже плотно занялись интерьерами и работа над интерьерами, там так много деталей. Нужно было принимать решение для себя - заниматься собором или оставаться на государственной службе. Если бы я продолжал делать и то, и другое, пострадало бы и то, и другое. Я выбрал то, что стало делом моей жизни".

Нина Костылева:

"Спасибо Вам большое за интервью".

Новости