На первый взгляд,в руках реставратора по тканям Александры Григорьевой - классический паяльник - незаменимый инструмент для мелкого ремонта электроприборов. Но на самом деле - это реставрационный утюжок, который неоценим в работе этих специалистов.
Александра Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- Этот утюг очень удобен, когда нужно залезть в маленькие какие-нибудь щёлочки. И, тем более, у нас тут многоразличных насадок.
Последние штрихи и реставрация двух женских жакетов конца 19 - начала 20 веков завершена. К архангельским специалистам центра Грабаря столетние вещи попали из Мезенского краеведческого музея в ветхом состоянии. Особенно жакетки пришлись по вкусу платяной моли, поскольку сшиты из шерстяного сукна.
Александра Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- Было побито молью и все эти утраты, они укреплены. Под более ветхие были подведены дублировочные материалы, подобрано сукно и подведено с внутренней стороны.
Скрупулёзная и даже "вредная" работа длилась почти два года.
Александра Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- Вот эта вся пыль, вся грязь, все попадало к нам в глаза, в нос, везде, потому что сколько бы мы их не чистили, от них всё равно всё сыпалось и сыпалось. - Вековая пыль? - Да, можно сказать.
Кроме тёплого сукна мезенские модницы, а это изделия индивидуального пошива, использовали шёлковую ткань, бархат и бисер для украшения.
Александра Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- Достаточно зажиточные женщины. - И модненькие? - Вообще, у нас на Севере были модненькие, судя по тому, что к нам приходит на реставрацию.
Как подчеркнули реставраторы, сейчас предметы верхней одежды прошлых столетий - редкость, поскольку её постоянно носили. Кстати, замечено, что предки очень бережно и аккуратно относились к вещам, ремонтировали их и передавали по наследству. У второго жакета мастерам пришлось повозиться с рукавами.
Мария Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- Сильно утрачена шёлковая ткань на рукавах и конкретно на левом рукаве отсутствовали деревянные вставки на пуговицах.
Причём, пуговицы самодельные - болванки сделаны из берёзы и обтянуты бархатом.
Мария Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- Они для украшения. Также как и пуговицы, которые спереди. Они тоже для украшения. А держалось за счёт металлических пуговиц и металлических крючков, которые уже являются функциональной застёжкой.
По словам реставраторов, суконные жакеты как экспонаты прослужат ещё не меньше века. Правда, если на шерстяные раритеты вновь не позарится моль. А в работе уже новые старые предметы - женская кофта "казачок" и девичий головной убор "перевязка" с золотой вышивкой и речным жемчугом.
Александра Григорьева художник-реставратор по тканям Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:
- В процессе бытования предмета на него нашили ткань. Видимо, хотели сделать головной убор для женщины. - Не будете убирать, что нашито? - Да, я думаю, что оставлю, я тоже промою и укреплю дырочку.
По оценке мастеров, эта реставрация продлится около года, затем раритеты вернутся в музейные экспозиции Каргополя.