Одна из известных новогодних традиций Италии — выбрасывать старые вещи, причём из окна. Валентина Фофанова не итальянка, родилась на Кенозере, поэтому у неё иное отношение к предметам старины. Вот, к примеру, утюги начала прошлого века. Валентине Алексеевне тоже доводилось гладить угольным утюгом и пионерский галстук и ленточки для волос, а потом и наряды на свидание.
Валентина Фофанова, жительница д. Вершинино:
— На свидание гладили таким. Конечно, юбочки гладили. Дак раньше ведь не было таких что из шёлка, и тому подобное. В основном-то было всё простенькое, платишки простые все были, всё такое было.
Большая коллекция старинных утюгов представлена в Рухлядном амбаре Кенозерского национального парка. Его сотрудники вместе норвежскими коллегами 15 лет назад организовали в отреставрированном деревянном здании открытый показ музейных фондов. Большую часть предметов парку передали местные жители.
Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:
— Такой комплексный музей, и там можно получить комплексное представление о жизни северного крестьянина. Это мир и духовный, это и быт, это его ремесленные традиции, промыслы.
Среди уникальных экспонатов — 10 комплексов небес — расписных потолочных перекрытий деревянных часовен, и поклонные кресты 18 века. Всего около 600 предметов. Часть фондов, которые не вошли в экспозицию Рухлядного амбара, разместили в здании кафе парка «Почтовая гоньба». Здесь туристы заповедной территории знакомятся не только с кенозерской кухней, но и с крестьянской утварью, также и с угольными утюгами.
Татьяна Подосёнова, жительница д. Вершинино:
— Сюда угли засыпались. Горячих углей туда положишь и гладишь. Но ведь не всё время печки топятся. В этом случае туда простых углей наложишь, лучинки маленькие сделаешь, зажжёшь их и раздуваешь. Здесь дырочки сделаны для того, чтобы поступал воздух когда качаешь его, и угли разгорятся. И потом гладишь. — А хорошо ли гладил? — Хорошо! Он же тяжёлый!
Есть в коллекции утюгов и особенный экземпляр — с ликом старца. Об этом раритете на экскурсиях рассказывают целую историю.
Светлана Синицына:
— Это портрет классика Льва Толстого. Схематичный, но узнаваем. Известно, что церковь обвинила писателя в ереси, и в 1901 году подвергла его анафеме.
Утюг с портретом Толстого — это ответ на его антицерковную деятельность, чтобы «гореть ему в гиене огненной». Мастера города Верея стали изготавливать утюги с изображением писателя на заслонке. Сейчас она не открывается.
Светлана Синицына:
— Длинный нос графа здесь служит ручкой заслонки. Хозяин утюга мог не только «потрепать» еретика за нос, но и плюнуть в портрет, проверяя насколько хорошо разогрелся утюг. Вот такая история. Сейчас «утюг Толстого» редчайший музейный экземпляр.