Александр Дуркин:
— Более 100 километров от центра окружной столицы. Мост через реку Шапкину. Именно здесь берёт начало строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск. Главной транспортной артерии, которая соединит сразу два региона: Ненецкий автономный округ и республику Коми.
Это, так называемый, нулевой участок. Его начали возводить ещё в 1985 году. Спустя 36 лет объект необходимо реконструировать. Наибольшие опасения вызывает старый мост. Переход из-за низкого качества работ официально не был принят в эксплуатацию. А вот первый участок сдадут уже в ближайшее время. С опережением на два года. Это при том, что работать дорожники могли только зимой. В остальное время движение тяжёлой техники в тундре запрещено. Полотно отсыпали. Для фиксации между слоями уложили геосинтетический материал.
Иван Сметанко, начальник участка подрядной компании:
— Сама структура это ППС — песчано-подстилающий слой. Уже когда смонтирована берма, смонтированы откосы, стелиться этот материал. Синтетический материал, который является как арматура. Он препятствует проникновению ЩПГС в песчано-подстилающий слой.
Протяжённость участка — 23 километра. Сейчас на объекте устанавливают силовые ограждения, создают всю необходимую инфраструктуру. Дорога будет гравийной. Но главное — проезд по ней будет возможен круглый год. Качество работ оценивают на каждом этапе. В лаборатории исследуют образцы смеси. Она должна выдержать транспортную нагрузку и климатические условия Заполярья.
Александр Кондратов, ведущий инженер-лаборант подрядной компании:
— Здесь происходит проверка качества уплотнения. Потому что у нас в основном песчаные работы. Так же, у нас здесь проверка и бетона, прочности бетона.
Лаборатория расположена в вахтовом городке. На дороге их два. Для рабочих обустроены вагончики. В каждом есть всё необходимое для комфортного отдыха и даже душевые кабинки.
Сергей Комар, механик дорожно-строительной техники подрядной компании:
— Вагончики довольна таки комфортные, есть душ. Тёплые вагоны, не мёрзнем. Всё хорошо. Есть прачка, столовая, кормят довольна не плохо. Вкусно.
Меню в местной столовой меняется каждый день. Готовят мясо, овощи, фрукты. Всегда свежая выпечка.
Маргарита Ярощук, заведующая производством столовой:
— Рабочий день у нас круглосуточный. Работают ночные повара, пекарь в ночь работает, чтобы с утра была свежая выпечка и хлеб.
После сытного обеда дорожники вновь готовы приступать к работе. Тундра славится большим количеством ручьёв и малых рек. В таких местах строителям пришлось возводить специальные арочные мосты, чтобы будущую трассу в период межсезонья не смыло.
Константин Пономарёв, производитель работ подрядной компании:
— Это очень трудоёмкая работа. Тем более в этих условиях. Летом работать нельзя из-за погодных условий, всё раскисшее. Поэтому работаем зимой. Зимой бьём сваи, срубаем их. Очень тяжело в морозы, техника ломается. Люди не гнутся.
Финансируется строительство трассы из двух бюджетов: федерального и окружного. На сегодняшний день общая стоимость контрактов составляет более семнадцати с половиной миллиардов рублей.
Артур Софян, генеральный директор подрядной компании:
— Мы уже ввели первый и второй этап первого участка досрочно, с опережением на год. Третий этап — с опережением на 2 года. А в целом, где-то порядка полутора лет опережение у нас будет.
Эта новость конечно радует жителей региона. Открытие дороги позволит существенно сократить время поездки на Большую землю. Вместо 2 суток баржами по реке, на машине весь путь займёт не более 10 часов.
Максим Проскурин, автомобилист:
— Она необходима для нас, для местных жителей. Так как она соединяет регионы, и нам можно круглогодично добираться, без всяких барж. Завозить и продукты питания и запчасти. Всё это очень удобно.
Протяжённость всей трассы Нарьян-Мар — Усинск более 200 километров. Из них недостроенных участков остаётся только 50 километров.
Александр Дуркин:
— А дальше, как говорят местные жители — «большая земля». Это возможность для автомобилистов региона выезжать на личном транспорте за пределы Ненецкого округа независимо от времени года или погодных условий.