Вологодский музей кружева впервые открыл выставку в Архангельске

От воротничков до масштабных кружевных полотен. 25 экспонатов, более 10 мастеров. Впервые в Архангельском Особнячке — Вологодский музей кружева. Эта сказка уже очаровала первых посетителей. Вологодский кружевной промысел насчитывает 200 лет и за это время кружево никогда не выходило из моды.

Сплести, перевить, сплести и закрепить булавкой-гвоздиком. Простые коклюшки рождают ажурные картины. И всегда точно по рисунку, который, словно, секретная карта отчётливо проступает только на последних сплетениях.

Мария Чистякова, научный сотрудник Музея кружева, г. Вологда:

— Это только при помощи коклюшек, рук мастеров создаётся. И никакая машина, как мы говорим, в 21 веке не может заменить всю красоту создания этого искусства. Кружевница делает всего лишь два приёма — перевить и сплести в определённом порядке. Перекладывая коклюшки рождается узор и орнамент.

Белоснежные нити, словно, транслируют переплетения чувств. Процесс создания кружева мастером сравнивают с процессом медитации. Кружево пришло к нам в середине 16 века, возможно, из Италии. Российские мастерицы наполнили его русской душевностью и полётом эмоций. В начале 19 века целые отряды крепостных девушек просиживали за коклюшками долгие зимние вечера, мечтая о счастье и неземной любви.

Луиза Селянина, старший научный сотрудник Музея кружева, г. Вологда:

— Это период помещичьих девичьих мастерских. И вот в вологодской истории есть имя помещицы Засецкой. Она обладала очень большой крепостной девичьей мастерской и считается, что она одну из своих крепостных кружевниц отправила в соседнюю Ярославскую губернию обучаться кружевоплетению. Когда Аннушка — так звали кружевницу — вернулась обратно, она уже сама стала как преподаватель, как мастер работать.

Как плела кружево мастерица Аннушка нам неизвестно, но часть узоров современных кружевниц — это отголосок и её таланта. Считается, что такое воздушное плетение по плечу только светлым душам с чистыми помыслами.

Ирина Олонкина, методист по научно-просветительской деятельности музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:

— Морозное кружево, сказочные пейзажи, какие-то фантазии удивительные, которые погружают нас в сказку русского Севера. Каждая работа это, чаще всего, работа множества кружевниц, имён которых мы не знаем.

В мелодии узоров — талант многих безызвестных мастериц. А отдельные части кружевной картины сшиты так ювелирно, что никогда не увидеть швов.

Инга Рудакова:

— Музыка кружева завораживает. Самое большое полотно на выставке — скатерть «Северная рапсодия» — два метра в диаметре. Впрочем, ещё более масштабные шедевры хранятся в Вологодском музее кружева — это полотно «Россия» — три метра в ширину и пять метров в длину.

Выставка в старинном особнячке — как приглашение в кружевную сказку. А для особых ценителей красоты вологодского кружева — и на мастер-класс по кружевоплетению.

Новости