Архангельские мастера центра Грабаря завершили реставрацию редчайшего предмета конца 19 века «манерника»

С таким раритетом, а доставлен он был из Вельского краеведческого музея, они работали впервые. Причём, пришлось использовать даже дрель.

— Пришлось воспользоваться дрелью с тонким сверлом.

Такой инструмент реставраторы применяют в исключительных случаях. И он случился на последнем этапе работ по восстановлению «манерника», когда сшивали в альбом листы с образцами узорных рисунков. Их 30 и выполнены они на тряпичной бумаге.

Светлана Синицына:

— Вот с такими «манерниками» может так, а может и вот так в прошлые столетия ходили мастера по округе и предлагали сделать заказ на изготовление ткани с орнаментами, которые понравились, из этого альбома.

На стол архангельских реставраторов центра Грабаря раритет конца 19 века попал в плачевном состоянии.

Надежда Тихомирова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Прошёл через достаточно много рук, и поэтому была сильная засаленность. Его листали, его трогали, поскольку это такой предмет бытовой. И, если честно, чем сложнее предмет, тем интереснее с ним работа.

Работа шла полгода. Сначала сделали схему редчайшего экспоната, затем провели демонтаж. После чего листы промыли в дистиллированной воде, исключив химобработку, чтобы сохранить «жизнь» каждого в отдельности. Далее подклеили разрывы, укрепили изломы, восполнили утраты основы.

Надежда Тихомирова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Здесь листы долиты бумажной массой. То есть, в принципе, процесс похож на то, как отливали тряпичную бумагу вот в те времена.

Каждый лист был отпрессован, тонирован и вновь вшит в альбом. Сейчас спасённый раритет готов к отправке в Вельский краеведческий музей. А у реставраторов уже новый заказ — три рисунка из Архангельского музея ИЗО. Их авторы — художники-сказители Тыко Вылка и Степан Писахов, а также ленинградский мастер Анна Кострова. Графические рисунки на очень тонкой бумаге. Реставраторы не применяли химическую обработку, загрязнения удаляли скальпелем.

Екатерина Михайлова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Они все карандашные, поэтому к ним деликатный подход. Мы попытались сохранить самобытность предмета. То есть, например, рисунок Писахова мы вот просто промыли и подклеили, причём, это минимальное подклеивание небольших разрывов.

Рисунок Анны Костровой уникален тем, что был создан в годы Великой Отечественной войны. Этой теме посвящена большая серия её работ.

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:

— Она прямо присутствовала на операциях. И вот эти живые подлинные рисунки того времени, они представляют не только художественную, но, самое главное, ещё и документальную ценность. И, конечно, рисунки Вылки тоже для нас жемчужина нашей коллекции, поскольку их всего у нас 16.

После реставрации рисунки вернутся в коллекцию графики, которая в музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» насчитывает 7.000 экземпляров. Но, как правило, графические произведения капризны, поэтому их можно увидеть только на временных выставках.

Новости