С осени 2018 года у нас в области реализуется проект наставничества «Два капитана»

Наставники нужны ребятам из детских домов. Методику обучения наставников разработал Московский благотворительный фонд «Арифметика добра». Об этом проекте мы поговорили с министром образования Архангельской области Олегом Русиновым.

Нина Костылева: "Олег Владимирович, здравствуйте."

Олег Русинов: "Добрый день. "

Нина Костылева: "Давайте поговорим о проекте наставничества, который успешно реализуется в Архангельской области. И вот по-моим ощущениям этот проект сейчас получил какое-то второе дыхание. Так ли это на ваш взгляд? "

Олег Русинов: "Я с вами не могу не согласиться, потому что и проблема достаточно острая. Мы с вами понимаем, что ребенок, который проживает в семье, которого опекают любящие родители, бабушки, дедушки, близкие, он чувствует себя очень комфортно, но у нас есть дети, которые лишены родительской ласки, любви, теплоты, нежности и к ним нужно особое внимание. И в нашей области уже четвертый год реализуется очень хороший проект благотворительным фондом "Арифметика добра", называется "Два капитана".

Нина Костылева: "Они даже проводят обучение."

Олег Русинов: "Да, они проводят обучение. Это совершенно правильно, потому что если человек взял на себя ответственность, я бы даже сказал по-другому - возложил на себя бремя ответственности быть другом, наставником ребенка, который является сиротой, либо остался без попечения родителей, должен понимать этого ребенка, чувствовать его, понимать его особенности, психологию, какие-то интересы. Я понимаю, что это будет познаваться и узнаваться в процессе общения, но вместе с тем вот эти особенности психолого-педагогические необходимо знать. И один момент, который поначалу у меня, скажем так, вызвал даже непонимание - почему "Два капитана"? Потому что у меня любимая книга Валентина Каверина "Два капитана", я ей с детства зачитывался. Думаю, как это соотносится? В принципе каждый человек, независимо взрослый либо ребенок, он - человек, он сам капитан по своей жизни и когда два капитана один старше, один младше - вместе они определяют курс, траекторию своего движения, но для маленького ребенка это траектория его жизненного пути."

Нина Костылева: Как вы считаете, кто может быть наставником, потому что возраст насколько я помню определен с 25 лет, не очень ли это рано?

Олег Русинов: "По формальным признакам, да с 25 лет. Но наверное все люди разные, и кто-то в 25 лет представляет из себя уже человека, у которого есть жизненный опыт, какие-то ошибки на своем пути уже совершил, может исправил. Здесь, я думаю, должен вообще отдельный такой индивидуальный подход. Но в принципе это человек уже состоявшийся, который понимает ценность жизни, у него есть моральные принципы общепринятые в нашем обществе, и здесь, наверное, как говорят, насильно мил не будешь, у человека должно быть такое предназначение, чтобы он мог воспринять другого человека, который не является для него родным и близким, особенно маленького человека, и попытаться проникнуть в его внутренний мир, стать его другом, действительно наставником."

Нина Костылева: "Это же деятельность - совершенно добровольческая. Как вы думаете, почему люди идут в наставники?"

Олег Русинов: "У меня наверное здесь ответ будет очень простой - по зову души, по зову сердца."

Нина Костылева: "Это самое правильное."

Олег Русинов: "Это самое главное, самое главное."

Нина Костылева: "Олег Владимирович, меня лично поразила такая цифра, что примерно 550 детей в Архангельской области ежегодно остаются сиротами, по разным причинам, но цифра примерно такая. Сколько из них попадают в семьи?"

Олег Русинов: "Процентов 80 детей они находятся в замещающих семьях, это достаточно большая цифра, и мы надеемся, что это не предел. Потому что, может быть это идеал, может быть это несбыточная цель, но, наверное, у каждого ребенка должна быть такая семья, должно быть такое внимание."

Нина Костылева: "Олег Владимирович, общеизвестный факт, что в семьи забирают более маленьких детей примерно до 10, 12 лет, даже, наверное, еще меньше. И вот этот проект наставничества, он то рассчитан именно на подростков."

Олег Русинов: "Совершенно правильно, сейчас основная масса детей, которые находятся в детских домах, это подростки. Подростки, которые уже прошли определенный период становления, у многих негативный жизненный опыт, они попадали в разные ситуации, с ними, конечно, гораздо тяжелее работать. Поэтому в приемные семьи, конечно, берут детей, которые только-только достигают определенного возраста. Ну это вполне понятно, с ними легче. Подросток - это уже в принципе состоявшаяся личность. Но в данном случае как раз взрослые, те которые выступают в роли наставников, у которых есть жизненный багаж, есть свои увлечения, не важно это - туризм, спорт, либо еще какие-то, они могут повести за собой ребенка."

Нина Костылева: "Олег Владимирович, спасибо вам за эту беседу."

Олег Русинов: "Благодарю Вас."

Новости