На Каргополье в храме преподобного Александра Свирского установили необычный иконостас

Его каркас в отреставрированной церкви середины 19 века долгие годы стоял с пустыми глазницами. Благодаря совместному проекту Кенозерского национального парка и специалистов Москвы и Северодвинска удалось воссоздать всю композицию иконостаса с помощью компьютерной реконструкции икон.

Последние штрихи в оформлении иконостаса в храме Преподобного Александра Свирского. Этот Святой очень почитаем на Каргополье. Чудотворец посвятил всю жизнь богослужению и благим делам. Пятиглавая деревянная церковь середины 19 века находится в лесу возле озера Масельгское на самой высокой точке округи — Хижгоре заповедного Лекшмозерья. В 80-е годы её отреставрировали. Руководил работами известный московский специалист Дмитрий Соколов. В группе реставраторов была и Галина Мелехова. С той поры она считает этот край не только духовной родиной, здесь пришла к вере, но и научной. Собранный этнографический материал лёг в основу её кандидатской диссертации. Три десятилетия Галина Николаевна лелеяла мечту.

Галина Мелехова, заведующая кафедрой истории Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат исторических наук (Москва):

— Мне хотелось насытить этот храм цветом, жизнью, небом! А когда приходишь сюда и видишь пустые глазницы, то это не способствует молитве. И в связи с этим у меня были разные идеи.

Из 17 икон иконостаса, которые писали каргопольские мастера, сохранилось 8, три в хорошем состоянии. Они находятся в фондах Кенозерского национального парка, на территории которого расположен храм. Девять икон были утрачены полностью. Галина Мелехова задумала воссоздать иконостас. После долгих поисков нашла единомышленника Наталью Варшавскую. Архитектор из Северодвинска предложила сделать компьютерную реконструкцию икон на основе существующих. На масштабный проект ушло 5 лет.

Наталья Варшавская, архитектор (Северодвинск):

— Я могу заниматься реконструкцией этих икон не используя сами иконы. То есть, я работаю только с изображением.

Работа требовала особой скрупулёзности, учета каждой детали, чтобы воссоздать всю композицию иконостаса. Особенность компьютерной реконструкции в том, чтобы копии — новые иконы не нарушили единство стилистики.

Наталья Варшавская, архитектор (Северодвинск):

— Для этого я использовала характерные складки на мантии, которые сделаны, скажем так, рукой одного мастера. Мне нужно было руку этого мастера повторить на новых иконах, также нужно было повторить потёртости на мантии. Они сохранены для того, чтобы подчеркнуть что эта икона не новая, а 19 века.

Методика компьютерной реконструкции икон, по словам специалиста, имеет большие перспективы. Она позволяет заполнять интерьеры храмов и часовен, которые находятся на неохраняемых территориях. Кстати, в работе с иконостасом помогал и муж архитектора Илья Баранов. Первыми высокую оценку титаническим трудам Галины Мелеховой и Натальи Варшавской дали коллеги — учёные — участники научно-практической конференции «Кенозерские чтения».

Галина Мелехова, заведующая кафедрой истории Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат исторических наук (Москва):

— То что мы хотели и то что могли — удалось. Мне нравится и Наталье нравится. Когда автору нравится его работа — это здорово!

Новости