Архангельские реставраторы Центра Грабаря закончили работу над раритетами 19 века Соловецкого музея-заповедника

Всего 9 предметов — гравюры, хромолитография и один документ. Именно он и вызвал большой интерес у специалистов.

— Сложность в том, чтобы сохранить и диплом, выполненный акварелью, и вот это демонстрационное пособие, выполненное тушью, чтобы тушь не прошла на лицевую сторону.

Как тут не вспомнить известную маяковскую строчку: «Кто более матери-истории ценен?». Что важнее сохранить в данной ситуации, — так у реставраторов вопрос не стоял. Главное в их работе, как и у врачей, — не навредить. Необычность этого раритета середины 19 века, в том что изображение выполнено с двух сторон листа: с одной — Диплом члена общества естествоиспытателей, а на обороте — демонстрационное пособие. Реставрация, длившаяся три месяца, прошла успешно. Всего для Соловецкого музея-заповедника было отреставрировано 9 старинных предметов: гравюры, хромолитография и документ. А это водные «процедуры» «принимает» ещё один уникальный экспонат — «манерник». Альбом 19 века сейчас расшит на 29 листов. На них образцы узорных рисунков, выполненных на тряпичной бумаге. С манерниками в прошлые столетия мастера ходили по округе и предлагали сделать заказ на изготовление тканей с понравившимся орнаментом. Предмет был в ветхом состоянии, с разрывами и изломами. Чтобы реставрировать сначала сделали схему редчайшего экспоната, затем провели демонтаж. Специалисты исключили химическую обработку ветлистов, чтобы сохранить «жизнь» каждого в отдельности. Их промыли дистиллированной водой.

Екатерина Михайлова, художник-реставратор произведений графики Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— И после промывки уже подклеивали разрывы, укрепляли изломы, восполняли утраты основы. И каждый лист был отпрессован.

Сейчас предстоит тонировка листов, там где узор нарушен его немного восстановят для экспозиционного вида, но дорисовка исключена. Затем снова сошьют в альбом. Особенность предмета и в том, что тряпичная бумага выполнена по старым технологиям, у неё мягкая структура и она легко подавалась реставрационному процессу. Долго думали какой бумагой восполнить утраты.

Екатерина Михайлова, художник-реставратор произведений графики Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Мы постарались подобрать, чтобы она максимально была приближена по цвету, толщине и, конечно же, по качеству к авторской.

Спасённый раритет — манерник уже ждут в Вельском краеведческом музее.

Новости