В Кенозерском национальном парке завершились традиционные «Кенозерские чтения»

В год 30-летия парка на научную конференцию собрались более полусотни учёных-исследователей из разных уголков страны. Знаковым событием форума стало открытие выставки «Под покровом Петра и Павла» в храме деревни Морщихинской.

Каргополье встретило дождями участников конференции «Кенозерские чтения». По давней традиции этот форум учёных проходит в двух секторах Кенозерского национального парка — Плесецком и Каргопольском. В программу внесли изменения. Но никакая непогода не смогла бы отменить самого знаменательного события не только «чтений», но и всего юбилейного года — парку 30 лет, — это открытие новой выставки в Петропавловском храме деревни Морщихинской. К началу торжества даже выглянуло солнце. Люди словно оказались «под покровом Петра и Павла». Такое название дано экспозиции. Она посвящена сохранению духовного наследия Лекшмозерья и рассказывает о святых местах и людях, многие из которых пострадали за свою веру. Год назад сотрудники Кенозерского парка приняли нестандартное решение — разместить выставку в трапезной неотреставрированной церкви. И именно она — главный предмет показа.

Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:

— Это, на самом деле, очень философская экспозиция. Она заставляет думать, размышлять. Вот эти неотреставрированные стены, когда ты на них смотришь, понимаешь — а сколько пластов истории здесь было. И может быть и хорошо, что мы её сделали до реставрации этой церкви.

История белокаменного храма началась в 1829 году. Возведён он на месте сгоревшей деревянной церкви 16 века. В начале 30-х годов прошлого столетия Петропавловскую закрыли.

Светлана Синицына:

— Здание стали использовать под зернохранилище, что возможно и спасло памятнику жизнь. Данный период также хорошо представлен в этой новой экспозиции. Правда, вместо зерна сейчас здесь керамзит, чтобы в музей не пожаловали мышки.

Грузовики с зерном помнит Надежда Антуфьева. Разрушение святыни проходило на её глазах, — дом по соседству с храмом. Восстанавливать памятник начали в 90-е, был воссоздан и Православный приход, начались службы. В ремонте всегда помогали местные жители. Также было и с экспозицией.

Надежда Антуфьева, жительница д. Морщихинской:

— Сейчас будут ходить не только верующие, но и просто люди, может которые будут о чем-то задумываться, что мы утратили, что мы потеряли.

Семьи многих лекшмозёров тесно связаны с историей православия в этом крае. Так, Александр Попов считает, что неслучайно его и весь род во многих перипетиях жизни всегда хранила судьба.

— Мой прадед был церковным старостой этого храма.

За последнее десятилетие парк провёл большие противоаварийные работы. Важно было заменить ветхую кровлю, чтобы вода не проникала внутрь здания. Вывезена не одна машина с хламом.

Анна Анциферова, главный хранитель фондов Кенозерского национального парка, куратор экспозиции:

— И может быть даже эта экспозиция подтолкнёт кого-то для принятия таких важных решений, как реставрация не только деревянного зодчества, но и каменных церквей на территории национального парка Кенозерский Русского Севера.

Над созданием экспозиции трудился солидный коллектив специалистов. Дизайн разработал московский архитектор Виктор Яндовский. Он подчеркнул, что в стены памятника не вбили ни одного гвоздя.

Виктор Яндовский, архитектор-реставратор, член-корреспондент Академии реставрационного наследия, Москва:

— Есть такое понятие «предмет охраны». Мы не нарушили ни целостность объёма, ни конструктив. Вся экспозиция сделана лёгкой и невесомой. И это не вредит памятнику.

Юрий Веденин, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор, доктор географических наук:

— Неотреставрированный храм начинает жить. Долго он будет в таком виде или нет, но выставка удивительная. Люди, которые делали экспозицию, очень постарались, и это у них здорово получилось.

Что касается дальнейшей реставрации, у известного питерского искусствоведа Михаила Мильчика — давнего друга парка — своя точка зрения. Поскольку экспозиция органически соединена с архитектурой церкви, разрушения частично нужно сохранять. Учёный против полноценной реставрации.

Михаил Мильчик, кандидат искусствоведения, член федерального научно-экспертного Совета Министерства культуры РФ, Санкт-Петербург:

— Потому что будет всё как будто бы ничего не случилось. Я считаю, что это новаторская экспозиция. Очень точная и исторически в высшей степени достоверная. Здесь никто не пускает пыль в глаза посетителям.

Новости