Колокольный звон Петропавловской церкви приглашает жителей и гостей деревни Морщихиской — участников конференции «Кенозерские чтения» — на торжественное открытие экспозиции «Под покровом Петра и Павла». Она посвящена сохранению духовного наследия Лекшмозерья и рассказывает о святых местах и людях, многие из которых пострадали за свою веру. Сотрудники Кенозерского парка приняли нестандартное решение — разместить выставку в трапезной неотреставрированного храма. И именно он — главный предмет показа.
Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:
— Это, на самом деле, очень философская экспозиция. Она заставляет думать, размышлять. Вот эти неотреставрированные стены, когда ты на них смотришь, понимаешь — а сколько пластов истории здесь было. И может быть и хорошо, что мы её сделали до реставрации этой церкви.
История белокаменного храма началась в 1829 году. Возведён он на месте сгоревшей деревянной церкви 16 века. В начале 30-х годов прошлого столетия Петропавловскую закрыли.
Светлана Синицына:
— Здание стали использовать под зернохранилище, что возможно и спасло памятнику жизнь. Данный период также хорошо представлен в этой новой экспозиции. Правда, вместо зерна сейчас здесь керамзит, чтобы в музей не пожаловали мышки.
Грузовики с зерном помнит Надежда Антуфьева. Трагедия разрушения святыни прошла на её глазах, — дом по соседству с храмом. Восстанавливать памятник начали в 90-е, был воссоздан и Православный приход. За последнее десятилетие парк провёл большие противоаварийные работы. Всегда помогали местные жители. Также было и с экспозицией.
Надежда Антуфьева, жительница д. Морщихинской:
— Сейчас будут ходить не только верующие, но и просто люди, может которые будут о чем-то задумываться, что мы утратили, что мы потеряли.
В течение года над созданием экспозиции трудился солидный коллектив. Дизайн разработал московский архитектор Виктор Яндовский. Специалист подчеркнул, что в стены памятника не вбили ни одного гвоздя.
Виктор Яндовский, архитектор-реставратор, член-корреспондент Академии реставрационного наследия, Москва:
— Есть такое понятие «предмет охраны». Мы не нарушили ни целостность объёма, ни конструктив. Вся экспозиция сделана лёгкой и невесомой. И это не вредит памятнику.
Что касается дальнейшей реставрации, у известного питерского искусствоведа Михаила Мильчика — давнего друга парка — своя точка зрения. Поскольку экспозиция органически соединена с архитектурой церкви, разрушения частично нужно сохранять. Учёный против полноценной реставрации.
Михаил Мильчик, кандидат искусствоведения, член федерального научно-экспертного Совета Министерства культуры РФ, Санкт-Петербург:
— Потому что будет всё как будто бы ничего не случилось. Я считаю, что это новаторская экспозиция. Очень точная и исторически в высшей степени достоверная. Здесь никто не пускает пыль в глаза посетителям.