— Как буд-то ветер! На море. Словно ветер на море!
После реставрации шпринтовый парус вновь готов к штормам и ветрам Белого моря. Но теперь он — музейный экспонат Кенозерского национального парка. Старинное полотнище столетие хранилось в семье коренных поморов Федотовых из приморской деревни Лопшеньги. Раритет начала прошлого века был в ветхом состоянии. Перед началом работ, чтобы правильно понять состав ткани, ниточку паруса архангельские реставраторы отправили на экспертизу московским коллегам.
Галина Григорьева художник — реставратор тканей Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:
— Чтобы подобрать правильно дублировочную ткань, нужно было знать именно, из каких волокон сделана эта ткань. И она оказалась чисто хлопчатобумажной.
В большой практике работы Галины Григорьевой такой масштабный экспонат впервые. Ткань предстояло укрепить, восполнить утраты, очистить от следов ржавчины и сохранить всё, что можно.
— Вот эта петля и на ней сохранился обрывок верёвки, чтобы дальше её куда-то крепить, — родная верёвочка осталась, её никуда не удалили.
Спустя 4 месяца скрупулёзной работы парус приобрёл экспозиционный вид. И сейчас отправится в родную Лопшеньгу, где будет представлен в визит-центре парка «Онежское Поморье». Кстати, в экспозиции разместят и точную модель карбаса со шпринтовым парусом, которую сотрудник Евгений Мазилов сделал по фотографии 1910 года. А сейчас архангельские реставраторы приступили к работе над ещё одним уникальным экспонатом второй половины 19 столетия. Это «манерник» — своеобразный альбом с образцами узорных рисунков, выполненных на тряпичной бумаге. С манерниками мастера ходили по округе за заказами на изготовление тканей с понравившимися орнаментами. Реставрация продлится в течение полугода.