Анна Жукова:
— Мы первая съемочная группа, которая находится в рубке легендарной АПЛ «Золотая рыбка», сложно описать свои эмоции от этой атмосферы, потому что для этой субмарины не существовало непреодолимых задач: она могла преследовать и достигать любой военный корабль, ее скорость доходила до 82 километров в час. Кстати, рекорд до сих пор не побит, а за дороговизну постройки ее так и прозвали — «Золотая рыбка».
Часть лодки вернулась в свою альма-матер — на «Севмаш» Здесь ее заложили в декабре 1968 года. Впервые в мировом подводном кораблестроении использовали титан — он прочный и легкий.
Юрий Анциферов, старший строитель кораблей «Севмаша»:
- Конечно, большое счастье, что нам удалось ее сохранить — я считаю, что мы просто, образно говоря, вырвали ее из-под ножа гильотины.
На «Севмаше» спроектировали корабль, которого в мире еще не было. На субмарине впервые установили крылатые ракеты с подводным стартом и применили автоматику. Авианосец стал настоящим невидимым оружием. Из состава ВМФ его вывели в 1988 году. А утилизировали «Золотую рыбку» в Северодвинске 11 лет назад.
Старший строитель кораблей Юрий Анциферов — один из тех, кто боролся за сохранение рубки АПЛ. Её доставили на Севмаш по воде из Центра судоремонта «Звездочка».
Юрий Анциферов, старший строитель кораблей «Севмаша»:
- Видите ее состояние. Фактически, она целиковая, цельная. Тут только восстановить леерное ограждение, вернуть монтаж кормовой части…
Ремонтом будет заниматься рабочая группа из десяти человек. Рубке подарят вторую жизнь — установят в Приморском парке как памятник труду корабелов.
Антон Чуркин, заместитель начальника управления градостроительства и земельных отношений администрации Северодвинска:
- Будет выполнена монолитная плита, установлена на нее рубка и все облицовано керамо-гранитом, как бы рубка будет выходить из льда.
Северодвинцы идею создания памятника поддержали.
Александр Третьяков, житель Северодвинска:
- Я очень положительно отношусь, потому что я на «Севмаше» отработал 48 лет. И для меня это очень здорово. Вот так вот.
Сейчас проект на контроле специальной комиссии. По результатам ее работы будут приняты конструкторские решения.
Александр Спиридонов, председатель местного отделения «Союз машиностроителей России»:
- По установке бортовых ходовых огней, по подсветке памятника, а также вопрос решается по установке выдвижных устройств, это будут либо настоящие выдвижные устройства, снятые с предыдущих АПЛ, либо это будут, все-таки, макеты устройств.
По проекту рубка будет развернута в сторону города. Как символ возвращения домой. Воплотить проект в жизнь планируют в 2022 году.
Новости