Сольвычегодский историко-художественный музей осваивает новые формы повествования

Уйти от традиционной формы подачи информации и более глубоко погрузить человека в культуру и историю предков. Такую задачу в последние годы ставит Сольвычегодский историко-художественный музей. Новые формы помогут привлечь большее количество посетителей в старинный город. Поэтому музей старается как можно больше проводить мастер-классов.

Первое, что бросается в глаза гостям Сольвычегодска, в ожидании парома через Вычегду, Благовещенский собор. Величественный храм 16 века — визитная карточка старинного города. Он входит в архитектурный комплекс Сольвычегодского историко-художественного музея. В экспозициях собора представлено богатейшее собрание произведений древнерусского искусства. По словам сотрудников, в последние годы вместе с традиционными формами подачи материала, они стараются найти новые, чтобы ещё глубже погрузить посетителей в историю края.

Максим Черных, директор Сольвычегодского историко-художественного музея:

— Мы понимаем, что не все посетители хотят наблюдать предмет за стеклом. Они хотят потрогать его руками. Они хотят принять участие в его создании, поэтому мы проводим максимальное количество мастер-классов. Это гораздо интереснее. Новые формы они могут привлекать большее количество посетителей.

— Вы же уходите туда с головой. Мысли уходят и это релаксация как бы разума идёт.

У Сергея Елсакова на мастер-классе полное отстранение от реальности. Он работает с горячей эмалью по металлу. С давних времен известны разные техники эмалирования, которыми отлично владели местные умельцы, — строгановские мастера. Занятия проводятся в одном из экспозиционных залов музея, где представлены редчайшие предметы усольской эмали.

Сергей Елсаков, посетитель музея:

— Мне нравятся все росписи, познание истории и всё то богатство, которое создано. Насколько это было трудоёмким и как это всё достигалась, какими усилиями.

Усидчивость, терпение и твёрдая рука — качества, которые понадобятся на этом мастер-классе.

Мария Черных, реставратор по металлу Сольвычегодского историко-художественного музея:

— Здесь надо положить точно в ячейки эмаль, которая у нас уже готовая. Это кропотливый такой труд, но через него человек как раз и понимает как это делали, насколько трудно это было.

Молодой сотрудник Павел Зарайченко ведёт экскурсии в музее политической ссылки. Известно, что среди ссыльных в Сольвычегодске были, к примеру, Сталин, Молотов, Нина Агаджанова, а также и дядя Пушкина Павел Ганнибал.

— Он попал сюда в 1826 году по подозрению в причастности к восстанию декабристов.

Кроме ведения экскурсий у Павла теперь ещё одна должность — «повар»!

— Наверное, повар. Прошёл все стадии, все этапы, и дрова приносил и воду подвозил и стоял помешивал.

Ещё и подварок, и садильщик, и ярыжка, — так называли в старину работников солеварни. Теперь за всю команду работает он один. Хотя это и не настоящая солеварня, размер которых в прошлые века достигал 70 квадратных метров, а её миниатюрная современная модель, но на мастер-классе посетители видят весь процесс рождения соли, как это было.

Павел Зарайченко, научный сотрудник Сольвычегодского историко-художественного музея:

— Почему это рождение, потому что чтобы его дождаться необходимо было варить и варить воду часов может быть 15, а может быть и сутки. Соль появлялась вот сверху сначала мелкими хлопьями, потом она увеличивается и очень быстро покрывает всю поверхность цельной коркой.

Помимо самой соли в сольвычегодской воде много разных примесей. Основная трудность, по словам Павла, убрать всё лишнее и монотонно помешивать, чтобы не допустить пригорания ко дну црена — сковороды для варки. Иначе кристаллы будут тёмного цвета. У Павла соль всегда получается чистая и крупная, такую раскладывают по мешочкам на сувениры.

— Она вся беленькая, вся красивенькая!

Сейчас сольвычегодские музейщики уже живут новыми идеями творческих занятий для посетителей.

Мария Черных, реставратор по металлу Сольвычегодского историко-художественного музея:

— Человек — творец, он создан творцом. И он творец, и он должен творить, а если он не творит, то он прожигает свою жизнь напрасно. Вот здесь мы дарим возможность творить!

Новости