85 лет началось строительство крупнейшего судостроительного гиганта — Севмаша

В связи с пандемией торжества отменены, но пресс-тур был.

Этот исторический причал — по сути, главная пристань Северодвинска. И самое начало города корабелов. На памятной стеле запечатлен и первый прибывший сюда теплоход.

Инга Рудакова:

- Ровно 85 лет назад — 18 июня 1936 года вот на этом причале и высадились первостроители Северодвинска. Их встретили болота, северный ветер и местный монастырь. Их было больше сотни человек и у них не было ничего, кроме энтузиазма, веры в светлое будущее и важной государственной задачи — построить здесь крупнейший судостроительный завод, а потом-  и город.

Стройка оказалась настоящим испытанием, выдержали которое только самые сильные и умные. 85 процентов территории было под болотами. Но масштабы стройки поражают и сегодня — за один год здесь выросли пассажирский и грузовой причалы, кирпичный и два бетонных завода, 17 котельных и несколько дизельных электростанций.

- До того как сюда пришли первостроители — храм еще немного жил и здесь находилась коммуна.

Поселились первостроители прямо под сводами Николо-Корельского монастыря. На всю его высоту они построили 4 яруса комнат, в часовне разместили парикмахерскую, в монастырских кельях — первые мастерские.

Отец Александр, настоятель Никольского собора при производственном объединении «Севмаш»:

- Первостроители занимали эти помещения, как общежития, как первые производственные, складские помещения. Что-то восстанавливалось, перестраивалось, менялось.

От первостроителей в монастырских стенах остались выемки для установки опор, на которых строились этажи. Всего за пару лет энтузиасты под руководством первого начальника стройки Ивана Кирилкина возвели около двухсот жилых домов, четыре школы, три хлебопекарни и даже конный двор.

- Вид на управление кадров, сюда приходили первостроители устраиваться на работу.

Мы находим точки, с которых делал снимки фотограф конца тридцатых годов. Всего через три года после начала стройки заработал первый цех будущего Севмаша.

Роман Пономарев, начальник цеха 5 производственного объединения «Севмаш»:

- Вот на этой большой площади обводы корабля в масштабе один к одному для того, чтобы снимались размеры, изготовлялись шаблоны. В масштабе один к одному вычерчивались обводы корабля, чтобы получить ту или иную деталь необходимы формы, для этого вычерчивались в натуральную величину все обводы корабля, с которых снимались размеры.

Сегодня бы первостроители удивились и порадовались за своих преемников — за 85-летнюю историю Севмаш построил 134 атомные лодки, 40 дизельных подлодок и 45 надводных кораблей.

Новости