— Карбас, ребята, полностью… основным материалом для изготовления лодки-карбаса является елка.
Так на Севере называют рыболовецкие лодки. Этот карбас был сделан в мезенском селе Долгощелье. На нем ловили камбалу в Белом море.
— Мачта, она 6 с половиной метров, а на нее надевается парус.
Карбасы впервые упоминаются в 1591 году в таможенной грамоте Соловецкого монастыря. На них поморы могли совершать двух-трехмесячные плавания и доходили до Новой Земли. Причем при изготовлении лодки не использовали металлические детали и даже гвозди. Доски между собой сшивали вицами. Старинное судостроение изучают в Мезенском историко-краеведческом музее. Итогом этой работы стала выставка, где посетителям рассказывают, каким насыщенным был быт их предков.
Павел Коршаков, ученик Мезенской средней школы:
— Я сегодня узнал, как строится карбасы. Еще я узнал, что у них есть такие штучки, которые поворачивают карбас.
Для того, чтобы разместить настоящую лодку, музейщики построили для нее отдельный павильон. Здесь же разместили инструменты, с помощью которых делали такие суда. Часть из них обнаружили во время экспедиций на реке Пёзе и в селе Долгощелье — в рамках проекта «Карбас. Из истории мезенских поморов.
Александр Рыжков, заведующий Мезенским историко-краеведческим музеем:
— Ребята сегодня современные и совсем уже мало знают. Хотя и живут со своими родителями и общаются с бабушками, дедушками. Но, вот, некоторые вещи для нас для взрослых, вроде бы, естественные, а они этого не знают.
Елизавета Богданова, ученица Мезенской средней школы:
— Сегодня было интересно, как Александр Петрович рассказывал. И я узнала много всего нового, как делают карбас, чем их скрепляют.
Уже летом исследователи вновь отправятся по следам мезенских поморов. В этот раз пройдут по нижнему течению Пезы. Екатерина Макарова, Николай Окулов. Вести Поморья. Мезенский район.