Анна Жукова:
— На рекламе этого мигрант-центра перечислены услуги: это перевод документов, заполнение заявлений, а главное — помощь в постановке на миграционный учет. Как считает следствие, именно здесь были незаконно зарегистрированы выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Индии и стран Африки. За пять лет бурной деятельности около шестисот мигрантов попали на территорию Российской Федерации.
Наша съёмочная группа наведалась к руководителю конторы — Роману Сивкову. Как считает следствие, он и его подчиненная Дарья Брагина стали организаторами канала незаконной миграции. А именно оказывали содействие в сдаче экзамена на получение сертификатов для иностранцев.
Роман Сивков, обвиняемый:
— Это вообще мало! Что это такое 600 мигрантов? О чём вообще разговор, если бы в день я 600 мигрантов делал, тогда другой разговор. Тем более, они ко мне приходят ксерокопии, страховки делать, заявления. Всё официально. В чём вообще проблема?
По материалам дела, руководитель и подчиненная были в сговоре.
Ирина Вахренева, официальный представитель Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району:
— Ими были созданы условия для получения сертификатов о знаниях русского языка, предъявление которых является обязательным для оформления иностранными гражданами патентов, предоставляющих право на трудовую деятельность в Российской Федерации сроком до 1 года.
Роман Сивков уверен: все экзамены проходили честно и никакой фальсификации нет.
— То есть, на самом экзамене вы не присутствуете? — Нет, я не имею к нему вообще никакого отношения.
В распоряжение нашей редакции оказалось видео с экзаменов. Весь процесс записывают на камеру и отправляют в столичный университет дружбы народов. На кадрах видно, как Роман Сивков берет скотч и приклеивает листок с ответами для гражданина Узбекистана на обратную часть ноутбука. При этом шпаргалка не попадает в поле зрение камеры. И это не единственное нарушение. По правилам в кабинете должен находиться один экзаменуемый. А на кадрах их двое.
— Ну вы же видите, помещение маленькое, поэтому они сидят двое здесь.
Следствие считает: из-за подсказок «зачёт» по русскому получали те, кто им вовсе не владеет. Каждый жест означал фразу или слово, которое нужно произнести на камеру.
— Когда я так показываю — это из Узбекистана.
Предъявленное обвинение — не единственное в деле Романа Сивкова.
Алексей Ершов, следователь по особо важным делам следственной части Следственного управления УМВД России по г. Архангельску:
— Указанный мужчина на протяжении нескольких лет за денежное вознаграждение занимался фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания и их фиктивной регистрации по месту жительства и пребывания на территории Архангельской области.
Так, следователи провели экспертизу почерка и доказали — он принадлежит не мигрантам, а обвиняемым. Подчиненная Сивкова — экзаменатор Дарья Брагина. О вакантной должности педагога узнала из интернета, за пару месяцев работы успела принять три экзамена.
Дарья Брагина, обвиняемая:
— Сам Сивков не объяснял, потому что он сам мало что понимал в экзаменах я смотрела за другими тестерами. Подсказки были, во-первых, чтобы человек не растерялся, жестами рук подсказывали, например, число.
В Октябрьском районном суде прошло первое слушание по делу Романа и Дарьи. У адвоката обвиняемой свое мнение на этот счёт.
Пётр Климов, адвокат Дарьи Брагиной:
— Ни один человек, не владеющий русским языком, никогда не сможет на русском языке пояснить что означает тот или иной жест, либо прочитать на листе бумаге то, что ему написал экзаменатор.
А интересы руководителя мигрант-центра Романа Сивкова защищают аж два юриста.
Алексей Ротькин, адвокат Романа Сивкова:
— Те факты фиктивной регистрации иностранных граждан, которые мой подзащитный совершал раннее, в них раскаился и за них уже был привлечен к ответственности.
Роман Сивков, обвиняемый:
— Я считаю себя абсолютно невиновным, потому что, а в чем? — Пока нет. — Да не пока, а вообще невиновен. Потому что я занимаюсь абсолютно законным видом деятельности.
Эту деятельность пресекло пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району совместно с региональным МВД. Обвиняемым грозит до 7 лет лишения свободы и крупный штраф — до пятисот тысяч. Граждан, которые получили патенты нелегально, могут депортировать и запретить им въезд в Россию на пять лет.
Новости