В Архангельском филиале Центра Грабаря завершили реставрацию двух брачных венцов 18 века

Церковные «короны» сделаны из латуни с чеканкой и посеребрением. Своей очереди венцы ждали более 80 лет, и все это время находились в фондах краеведческого музея. Интересно то, что от сильного разрушения их спас слой копоти и воска свечей.

— Новоделом он не должен выглядеть — это 18 век, иначе это уже не будет 18 веком.

Такая задача была поставлена перед Антоном Карповым по реставрации брачных венцов из фонда Архангельского краеведческого музея. Туда старинные предметы поступили в конце 30-х годов прошлого века. Конструкции были деформированы и очень загрязнены. От более сильного разрушения венцы, изготовленные из латуни с чеканкой и посеребрением, спас слой копоти и воска церковных свечей. Предстояла скрупулёзная работа, которая продлилась четыре месяца.

Антон Карпов, художник-реставратор металла Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Суть состояла не в том, чтобы замочить в ванну и быстро сделать там щётками. Здесь задача была сделать геометрию, правильную форму придать им, и расчистив, сохранить авторское посеребрение, то что сохранилось.

Как подчеркнул реставратор, предметам больше 200 лет и они должны выглядеть старыми. И в то же время иметь хороший экспозиционный вид. Через руки Антона Карпова, а в профессии он уже почти четверть века, прошли десятки раритетов, которым он подарил вторую жизнь. Среди них охотничье капсульное, нарезное ружьё 19 столетия, сделанное в Германии. На ржавом аварийном экспонате имелась изюминка — золотой рисунок, его необходимо было сохранить. В реставрации мастер использовал микроскоп с 20-кратным увеличением.

Антон Карпов, художник-реставратор металла Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Со стволом вот пришлось повозиться. Была задача удалить эту коррозию, стабилизировать эти очаги, сделать все тонировки, чтобы всё это не видно было и при этом не тронуть позолоту и воронение.

Возвращаясь к венцам, реставратор отметил, что сейчас церковные брачные «короны» из разных металлов встречаются нечасто. Ещё реже деревянные.

Светлана Синицына:

— Другой редчайший образец брачного венца был представлен архангельскими реставраторами на всероссийской выставке «Век ради вечного». Масштабная экспозиция состоялась три года назад в Москве в честь 100-летия реставрационного центра имени Грабаря. Представленный венец был сделан из берёсты.

Реставрацию берестяного венца проводила Татьяна Турыгина. Работа длилась три года.

Татьяна Турыгина, художник-реставратор древнерусской деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

— Деформация бересты привела к тому что отставания крупные были, на месте шва особенно были утраты. Изображение Святого Адама оно было очень аварийное. Это один из показательных предметов, которые были до и после реставрации, фотографии очень показательные и сам предмет очень эффектный.

Сейчас Татьяна Турыгина завершает реставрацию уникального предмета — «ковчег» — ларец для святых даров. На одной из дощечек указана точная дата его изготовления — 17 февраля 1687 года. «Ковчег» будет отправлен обратно в историко-художественный музей Сольвычегодска. А брачные венцы пополнят экспозицию Архангельского краеведческого музея.

Новости