Архангельский драматический представили премьеру - «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Спектакль по пьесе известного израильского драматурга Михаила Хейфеца. Это «история одного возможного подвига». Основная тема — любовь и предназначение человека, чтобы не было мучительно больно. А ещё труппе хотелось показать незабронзовевшего Пушкина.

«Я нашёл то, что делает меня счастливым. Вот!».

В этом состоянии счастья актёр Михаил Кузьмин и работал над главной ролью в новой постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина». Правда, счастливый он от занятий режиссурой. В этом году вышли два очередных детских спекаткля Михаила Кузьмина, и он официально получил статус режиссёра Архангельского театра драмы. Кроме того, Михаил продолжит играть. Новая роль — его литературный тёзка Миша Питунин. Из-за пандемии работа над трагикомедией «Спасти камер-юнкера Пушкина» растянулась почти на год. И вот день премьеры.

Светлана Синицына:

— Прогуливаясь по фойе второго этажа театра перед премьерой, все обратили внимание на три ширмы, стоящие у входа в зрительный зал, перекрывающие проход. Это выглядело не совсем обычно. Я решила полюбопытствовать! Как оказалось — это временные костюмерные и грим-уборные артистов, участников спекатакля «Спасти камер-юнкера Пушкина».

На основной сцене явление Александра Сергеевича публике. Вокруг него очень стремительно и разворачивается всё действо. Причём, спектакль в игровой форме охватывает весь зал. В постановке заняты четверо актёров, а персонажей, которых они исполняют, несколько десятков.

«Чудеса перевоплощения!».

И эти перевоплощения, по мнению режиссёра спектакля Андрея Тимошенко, высший пилотаж. Актриса Нины Няникова даже не может точно посчитать сколько образов за два часа ей удалось сыграть.

Нина Няникова, актриса Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова:

— Бывает, актёру надо вроде как настроиться на роль, что-то какие-то приблуды перед спектаклем, а здесь получается этого нет, потому что ты только бегаешь и переодеваешься, а потом выходишь и всё происходит здесь и сейчас, поэтому как в институте, также страшно как тогда было.

Главный герой — Михаил Питунин заурядный человек советской эпохи. В его судьбу постоянно «вклинивается» Александр Сергеевич. И этот «наше всё», как считает Питунин, виной всем его бедам, начиная с детсада, затем школа и дальше по жизни.

«Да как ты смеешь имя Пушкина, ничего святого».

Но ситуация в корне меняется, когда герой встречает девушку, влюблённую в Пушкина.

«А как же так вышло, что его никто не спас?!».

Кстати, звание камер-юнкера — младший придворный чин титулованному советнику Пушкину было пожаловано в 34 года. Обычно поощряли так юношей до 25 лет. Иной гордился бы, но только не великий русский литератор. Александр Сергеевич знал себе цену.

«Да известно всем, что не за заслуги перед Отечеством и русской словесностью чин этот дали, а ради жены, чтобы имела возможности дворцовые балы посещать».

Рассказать о малоизвестных фактах из жизни Пушкина — ещё одна задача, которая стояла перед участниками спектакля. Показать любовь к нему как к человеку. И Миша Питунин был готов совершить подвиг ради гения Пушкина, ради Пушкина-человека — закрыть поэта своей грудью от смертельной пули.

«Что ещё будет да и будет ли, да уж лучше под пулю Дантеса, всё бы больше толку. Жаль, что нельзя!».

Финал этой казалось бы смешной истории, по жанру «истории одного возможного подвига», трагичен. Уже нельзя спасти ни камер-юнкера Пушкина, ни самого героя. Он выполнил свою миссию, своё предназначение и ушёл. Но всё же оставил надежду.

Андрей Тимошенко, режиссёр спектакля, главный режиссёр Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова:

— Мне хочется, чтоб зритель задумался, посмеялся, погрустил, поплакал, задумался о том, а ради чего живёт он, в чём смысл, потому что самое сложное жить сегодняшним днём, ценить то, что у тебя есть.

И эти чаяния режиссёра зритель разделил — понял и принял спектакль.

— Тронуло до глубины души. Заставляет задуматься, и это очень необычно.

— Необычное решение с игрой со зрителем. Это очень впечатляет!

— Игра актёров просто поражает!

— Настолько понравилось, что даже говорить ничего не хочется, потому что правда, столько всего внутри и переживаешь.

— Сначала было очень смешно, а потом сидишь и еле-еле сдерживаешь слёзы.

— Великолепный спектакль, очень тонкий юмор.

— Настолько душевно и настолько проникнуться Пушкиным и столько получить новой информации, это достаточно круто!

— Главное, чтобы у каждого в жизни был смысл, помимо Пушкина.

— Я считаю что это успех!

Питерский режиссёр Андрей Гогун, поставивший один из недавних новогодних спектаклей в театре драмы, приехал вновь, чтобы увидеть «пушкинскую» премьеру. Житель Петербурга признался, что для него топонимика родного города, о которой говорит главный герой, особенно понятна и близка.

Андрей Гогун, независимый режиссёр, Санкт-Петербург:

— Я как не приеду всё радуюсь, что такие хорошие артисты работают в таком хорошем театре. Я наверное должен что-то критическое сказать, но у меня на данный момент нет никаких критических замечаний, я опять в восторге.

Завершился вечер премьеры тоже поэтически- стихотворением Андрея Галкина в исполнении режиссёра Андрея Тимошенко.

«Дал слово Пушкин:

„Весь я не умру“,

И весь не умер, как и обещал.

И Ленин тоже: умер, но не весь.

А Сталин? Тоже ведь не весь он умер.

И мы пока что умерли не все.

А этому нас Пушкин научил».

Новости