Труднодоступные населённые пункты станут ближе

В Верхнетоемском районе приводят в порядок дорогу до деревни Окуловской. Её протяжённость — 200 километров. Ещё там появится новый мост. А зимник в ближайшие два года станет круглогодичной дорогой.

Через леса и непроходимые летом болота тянут зимник. Прямо по снегу в лютый мороз. Здесь понимаешь, какой это труд — пробивать дорогу там, где даже мобильной связи нет.

Екатерина Макарова:

— Сезонная дорога длиной 38 км. Но значимость ее измеряется даже не расстоянием. Зимник — сейчас единственная связь с внешним миром для жителей нескольких удаленных населенных пунктов. В них проживает около полутысячи человек.

В советские годы сюда каждый день летали самолеты. Работал совхоз, лесозаготовительный участок, было три десятка деревень. Многие из них теперь в запустении.

— Вы приезжайте к нам летом, весной или осенью. И попадите к нам, и тогда можно о чем-то будет говорить.

Попасть в Окуловскую, действительно, сложно. Зимой машины идут по зимнику, летом — по дороге со стороны соседнего Пинежского района. Но она бесхозная, вкладываться в нее местные власти не вправе. За свой счет дорогу содержит владелец деревенского магазина, чтобы возить продукты. А в межсезонье сообщения нет совсем.

Нина Порывкина, жительница д. Окуловской:

— Там же больница, там же все организации. У нас здесь только справки выдают, остальное все там в райцентре. Для этого и нужна дорога, чтоб дети приезжали, чтоб мы к детям ездили.

Поэтому работу зимника каждый год стараются продлить. Делают канавы, чтобы отводить воду, подсыпают участки. Таким образом укрепили уже 15 километров сезонной дороги. В минувшем году по ней ездили даже в апреле.

Владимир Лукин, главный специалист Котласско-Красноборско-Верхнетоемского участка дорожного агентства «Архангельскавтодор»:

— Стремимся к тому, чтобы этот самый проезд был годовым. Потому что сторона Выйская отрезана на сегодняшний день. Только по этой дороге движение осуществляется в зимний период.

Это направление в Верхнетоемском районе называют приоритетным. 200 километров — 38 из них зимник, остальные — гравийная дорога. После ее передачи в областную собственность — пять лет назад — многое изменилось. Улучшился проезд, появилось 4 больших автомобильных моста.

Игорь Пинаев, директор дорожного агентства «Архангельскавтодор»:

— С 2017 года мы отремонтировали, а фактически местами вновь построили мосты через реки Ябу, Коду, Пинегу Охтому. Сделали временный объезд через реку Большую Свагу на участке Верхняя-Тойма-Тимошино. Отдельно работали по улучшению зимника. То есть ежегодно проводили работы по устройству водоотводных канав, по устройству насыпи, водопропускных труб.

Сейчас работы ведутся на реке через Илешу. Новый переход — более ста метров, у него капитальное основание. На мосту уже начали устанавливать балки, а в конце весны запустят движение.

Алексей Прожерин, генеральный директор подрядной организации «Автодормост»:

— Мост состоит из 6 пролетов, 7 опор. Мост в деревянном исполнении, металлические балки. Верх деревянный. Мост без ограничений, вся техника, которая идет по дороге, она сможет спокойно перемещаться по мостовому сооружению.

Пока же машины идут через Илешу по ледовой переправе, большегрузы — по временному мосту. Эта дорога для бизнеса не менее важна — в районе ведется заготовка леса. А потому лесопромышленники тоже подключаются к ремонту.

Наталья Вьюхина, глава Верхнетоемского района:

— Все муниципальные образования, они должны съезжаться в райцентр, а у нас там все время были проблемы. До 93 года, пока летали самолеты, проблем нигде никаких не было, после 93 года все дороги не стало. Люди, как могли, добирались.

А сейчас есть реальный шанс сделать зимник полноценной дорогой. Это может произойти в ближайшие два года.

Новости