В Архангельске на верфи товарищества Поморского судостроения завершают работу над карбасом

Судно, которое раньше использовали для рыбного промысла, строят по традиционным технологиям. Летом на этом карбасе в путешествие по сибирским рекам отправятся историки из Нового Уренгоя.

Сколько времени нужно, чтобы построить лодку? Раньше — несколько месяцев, процесс — не быстрый, потому что связан с обработкой дерева. А можно ли быстрее?

Инга Рудакова:

— Сшить лодку за две недели! Мезенский мастер считает, что это — вполне реально, особенно если дерево подготовлено и хорошо просушено. Уже в начале февраля вот эта небольшая заготовка превратится в настоящий поморский карбас, который летом отправится покорять великие Сибирские реки — Обь и Енисей.

Строительство поморского карбаса — часть проекта энтузиастов из Нового Уренгоя. Покорится ли быстрый Енисей поморскому карбасу — пока сказать трудно, впрочем ель, из которой делают лодку — легкая и прочная. Каркас — 16 восьмиметровых досок, длина судна — шесть с половиной метров, ширина- два. Новенький карбас сможет вместить пятерых мореходов и принять на борт до тонны рыбы. Руководит постройкой потомственный мезенский мастер Виктор Кузнецов, его отец — Петр Кузнецов — ученик знаменитых умельцев лодочных дел — Ивана и Александра Герасимовичей.

Виктор Кузнецов, руководитель строительства поморского карбаса:

— Отец шил, я сзади за отцом, у отца было три сына, двое умных, один дурак, это я дурак — те стали летчиками в авиацию пошли, а я за отцом с трех лет вот, и вот сейчас под старость ремесло пригодилось. С Божьей помощью, главное, тут без Божьей помощи никак не построишь.

Мастер сделал уже 6 лодок, на своих карбасах 15 лет ловил камбалу в Белом море. За один рейс доставлял по три тонн рыбы. В подмастерьях у Виктора Петровича — петербуржец Никита Карбасов. В Архангельск приехал — погрузиться в ремесло предков.Тем более, что фамилия прямиком ведет к поморским судостроителям.

Никита Карбасов, участник строительства поморского карбаса, Санкт-Петербург:

— С такой фамилией очень хочется понять, что такое настоящий карбас и как его все-таки шили. Когда я шел по Белому морю, что-то внутри очень сильно заиграло и вот какая-то такая любовь родилась, которую очень хочется воплотить и научиться.

Набои для бортов, кобылки для придания формы, закоренок — все уже готово. Осталось собрать. Главные инструменты -топор и молоток. А еще — умение и старинные секреты, которые мастера держат в тайне.

Евгений Шкаруба, руководитель Товарищества Поморского судостроения:

— Это та технология, которая еще сохранилась в Поморье. Это тот проект, который помогает нам учиться судостроению. Собственно говоря, вот на этом карбасе освоим технологии и будем строить флот для регаты.

Поморская карбасная регата — уже следующий проект. А новый карбас, как уверяют мастера, будет закончен через неделю.

Новости