В приморской деревне Лопшеньге после капитального ремонта торжественно открыли здание аэровокзала

Теперь это — не просто диспетчерская и зал ожидания. Впервые в России в здании аэровокзала создан музейно-этнографический комплекс. Это социальный проект Кенозерского национального парка.

В аэропорту «Лопшеньга» столпотворение. Но никто никуда не летит. Жители приморской деревни собрались отметить большое событие. Тут и гости пожаловали. К хлебу и соли всем желающим ещё и авиабилет по маршруту Лопшеньга — Архангельск в советских рублях.

— Билет-то у нас стоит 7 рублей 50 копеек.

Семь рублей 50 копеек — цена 1971 года, когда был построен аэровокзал.

Светлана Синицына:

— Небольшое деревянное здание, построенное полвека назад, теперь после капитального ремонта не просто аэровокзал. Здесь создан музейно-этнографический комплекс «Воздушные причалы Беломорья».

«Воздушные причалы Беломорья» — новый социальный проект Кенозерского национального парка, который был поддержан благотворительными фондами — Потанина и Президентских грантов. Он посвящён малой авиации Севера. Задача — сохранить уникальный пласт наследия середины прошлого века — деревянный аэропорт.

Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:

— Действующие деревянные аэропорты надо спасать, надо сохранять. Потому что мы, к сожалению, привыкаем терять. Мы теряем памятники, мы теряем целые деревни, мы теряем коренные леса, последние деревянные аэропорты. Без малой авиации на Севере — ну куда нам без неё — никуда, здесь нет дорог!

Это пока единственный в стране действующий аэровокзал-музей. Полтора года назад Кенозерский парк поддержал идею директора рыбколхоза «Беломор» Сергея Самойлова поставить в каком-нибудь аэропорту Онежского полуострова на вечную стоянку один из отслуживших свой век самолётов-тружеников — АН-2. Из этой инициативы и родился такой необычный проект. Сохранение природного и историко-культурного наследия заповедных территорий — главное направление в работе парка.

Евгений Гуляев, пилот-инструктор АО «2-й Архангельский объединённый авиаотряд»:

— Удивительно, нигде такого нет — первый аэропорт, который музей. Мне очень понравилось, я рад, горд за то, что на моей земле такие аэропорты ещё существуют.

Аэровокзал — не классический музей. Вся экспозиция в духе 70-х. Помещение поделено на тематические зоны. Вот диспетчерская. Начальник аэропорта Александр Федотов подчёркивает, его рабочее место стало комфортным. Экскурсии идут по всему зданию — зал ожидания, история аэропорта, касса, комната матери и ребёнка, уголок забытых вещей. Кстати, именно в Лопшеньге в 37 году началась история санавиации Архангельской области.

— Самолёт вылетел за роженицей из Архангельска, прилетел сюда в Лопшеньгу. Сложность была в чём — не было авиаполосы и лётчику несколько раз пришлось кружить над деревней, ожидая отлива, для того чтобы сесть на отмель.

Зоной повышенного внимания первых посетителей стал буфет, к сожалению многих, с музейным ассортиментом.

Татьяна Михеева, жительница г. Северодвинска:

— И теперь я за стойкой буфета! Временно, конечно, «заменяю» Фёдоровну, она ушла в отпуск, ну почему не помочь женщине.

Роль буфетчицы актриса северодвинского народного театра «Автограф» Татьяна Михеева исполняет впервые. Горожанка полюбила Лопшеньгу всем сердцем пять лет назад. Теперь каждое лето с внуками проводит на берегу Белого моря. Лев и Кузьма тоже усердно репетировали своё выступление. А старший даже сочинил стих о незабываемом полёте на АН-2.

— И вот вблизи аэропорт, садимся мы — секундная печаль — как фильм хороший посмотрели.

В проекте принимали участие десятки неравнодушных людей и партнёров парка, в том числе и местные жители. Причём, они не сразу поверили, что у них будет такой уникальный аэровокзал. 82-летняя Юлия Павловская ещё в 60-х корчевала лес — готовили площадку для аэродрома.

— Это рай. Этот уголок уже как рай. Были одни доски — скамейки наставлены, где сидели люди, холодно, отопления не было, но зато самолёт летал.

— Здорово и удивительно. Строителям спасибо!

Дмитрий Кузнецов, строитель:

— Этот объект был достаточно сложный, в первую очередь в плане логистики, в плане доставки и людей и материалов. Я горжусь, что я участвовал в этом проекте!

Сотрудники парка считают, что аэропорт «Лопшеньга» — это и новый культурный центр для местных жителей, и новая точка притяжения туристов на заповедную территорию Онежского Поморья. Но точку или восклицательный знак в проекте ставить рано. Следующий этап — установка самолёта АН-2 или как его ласково величают «Аннушка».

Новости