Молодёжный театр Архангельска работал в режиме онлайн и даже выпускал премьеры

Под занавес сезона им, как и остальным, труппам коронавирус «спутал карты», но «игру» не отменили. Последняя премьера — «Молот». Ее представили на этой неделе. Правда, без публики и не на родной сцене «пановцев». А какие перспективы у фестиваля уличных театров, который молодёжный театра запустил ровно 30 лет назад?

Премьеры, гастроли, фестивали, проекты — в Архангельском молодёжном всё шло своим чередом. Пока не вмешался коронавирус. Пандемия вынудила актёров попрощаться со зрителем до лучших времён, но театр продолжил работу.


— Никто не выходит из заражённых домов!


За время карантина удалось поставить два онлайн-спектакля Филиппа Шкаева «Изоляция» и «Лохань». Поздравить коллективно«живьём» Виктора Панова с его 81-летием, худрук сидел на самоизоляции. И виртуально начать репетиции новой постановки «Молот». Что касается традиционного фестиваля уличных театров, который появился в Архангельске ровно три десятилетия назад, то пока этот вопрос открыт до августа. Понятно, что международный на время станет российским. Вообще, как считает его создатель Виктор Панов, после пандемии этот проект должен стать лучше в разы.


Виктор Панов, художественный руководитель Архангельского молодёжного театра, заслуженный деятель искусств России:


— Я, наверно, лихо говорю, обязанность правительства — сделать следующий фестиваль более мощным, чем был сейчас, потому что после этой «сидячки» дома трёх месяцев, народу, как говорила бабушка Вити Лябзина, нужен какой-то «трах»! Нужно очень сильно удивить людей.


«Трах-тиби-дох» почти как у волшебника Хоттабыча, пановцам в нынешних условиях всё же удалось выпустить ещё одну пемьеру, которой откроют новый сезон.


Светлана Синицына:


— Без любимой публики и на чужой площадке, во Дворце спорта — так Архангельский молодёжный театр закрывает свой 44 сезон. Селяви — пандемия. Но выбор неродной сцены пановцев питерский режиссёр Максим Соколов сделал неслучайно. В его новом спектакле «Молот» объявлена «охота на ведьм».


Проект «Молот» «ударил» по ледовой чаше. По замыслу режиссёра, арена Дворца — то пространство, где вершит суд инквизиция. «Обвиняемые» — «ведьмы» и их ждёт казнь. Такие «развлечения» в эпоху Средневековья обычно проводили на больших площадях. В основе проекта — трактат двух монахов-инквизиторов. «Молот ведьм» — инструкция по их распознанию.


Максим Соколов, режиссёр спектакля «Молот», Санкт-Петербург:


— Это не о пытках в общем-то, это о том, как нужно постараться, ну как бы противостоять, быть сильным. Потому что был такой маленький нюанс, что пока подсудимый не признается, его не могут осудить. Даже были случаи, когда их отпускали. И наш спектакль о тех, которые выстояли до конца.


Материал, как подчёркивает режиссёр, очень глубокий, философский и актуальный. Ситуация, в которой может оказаться каждый. «Охота на ведьм» — давний способ «осчастливить» человечество, найти «виновных» и осудить.


— Я заклинаю тебя, Господи, горчайшими слезами, пролитыми сыном твоим Иисусом Христом на кресте для спасения мира!


Кирилл Ратенков, актёр Архангельского молодёжного театра:


— Девушкам, думаю, страшно здесь находиться, потому что «ведьмы»-то они. Казнить будут их! Меня не казнят, меня преподносят к солнцу, к Богу!


Кирилл Ратенков в «Молоте» сыграл две роли. Один персонаж — молодой инквизитор. Его в конце действа выбирают папой Римским. Чтобы войти в образ священника актёру посоветовали посмотреть сериал «Молодой папа» со знаменитым Джудом Лоу.


— Мне режиссёр сказал по секрету, что я очень похож на Лоу в этой роли и то, что я об этом знаю.


Это девятый спектакль Максима Соколова с пановцами, который по его словам, он мог поставить только в этом российском театре. Кстати, работа режиссёра «Папа встретит меня в L.A.» вошла в шорт-лист национальной театральной премии «Золотая маска» по четырем номинациям. Молодёжный представит спектакль жюри в Москве, как только снимут ограничения.


— Никто не имеет права забрать наш дом. Оскар, дом уже заложен!


Известно, пановцы любят эксперименты и работу в жанре «сайт-специфик театр», когда зрителя «выводят» из зоны комфорта — мягких кресел, словом, не развлекают, а стараются растормошить. Заводила и идейный вдохновитель во всём маэстро Панов, у которого планов громадьё.


— Хочется напоследок, последние оставшиеся мне 18 лет жизни, завернуть такое, чтоб гудело всё!


Новости