В Северодвинске по инициативе ветеранов Севмаша увековечат уникальную атомную подводную лодку

Проект 661, самая быстроходная АПЛ в мире. Специалисты предприятия подготовили эскизный проект мемориального комплекса и представили его на совещании в администрации Северодвинска.

Первая в мире титановая субмарина. Самая быстроходная — почти 45 узлов или 83 километра в час. Рекорд скорости «Золотой рыбки» не побит до сих пор. Подводная лодка проекта 661 была построена на северодвинском Севмаше. В 1969 году она вошла в состав ВМФ. К 50-летию ввода АПЛ на предприятии выпустили документальный фильм «Опередившая время». Строили лодку в цехе номер 42. Революционный заказ. Титан — прочный и легкий, но сложный металл, до этого не поддававшийся никому. Мощная ядерная энергетическая установка, десять крылатых ракет подводного старта «Аметист». За исключительные боевые качества и дороговизну АПЛ и получила свое название «Золотая рыбка».


Анатолий Макаренко, директор Севмашпредприятия с 1986 по 1988 гг.:


— Суть или необходимость создания этой лодки была в том, что мы, как известно, авианесущий авианосный флот не строили. А у американцев это была главная ударная сила.


Подводная лодка успела потрясти зарубежный флот. Во время похода в Атлантику субмарина сопровождала американский авианосец. И была обнаружена только спустя 1,5 месяца.


Юрий Анциферов, старший строитель кораблей отдела строительства, ремонта и модернизации АО «ПО„Севмаш“:


— Вот вы оцените масштаб задачи: не использовать все то, что раньше использовано в строительстве предыдущих подводных лодок. Это касалось и реакторной установки, и систем автоматики.


„Золотая рыбка“ служила в составе флота до 88 года. Результаты, полученные во время ее боевой службы, были использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Память об уникальном корабле увековечат на набережной в Северодвинске. Специалисты Севмаша подготовили эскиз мемориального комплекса и представили его в администрации города. Центром композиции предлагается сделать рубку, которая осталась после утилизации.


Евгений Бородин, главный инженер АО „ПО‚Севмаш‘:


— Вокруг будут декоративно выполненные льдины, имитирующие нахождение лодки во льдах. Лодка будет развернута в сторону города, имитирующая возвращение корабля в порт. С инициативой увековечить память моряков-подводников и корабелов, которые строили данную субмарину, выступили ветераны Севмаша.


Утилизировали подводную лодку в 2014 году. Но она останется в истории флота и памяти людей.

Новости