400 лошадиных сил и 20 километров в час. Старый трудяга «Балхаш» снова на посту, его привычный режим работы — десяток рейсов на Кегостров ежедневно. Маленький, но крепкий за рейс он может перевести 280 пассажиров. Как и его собрат — теплоход «Коммунар».
Инга Рудакова:
— «Балхаш» и «Коммунар» — братья-близнецы. Это суда одного класса. Как у настоящих родственников, у них много общего, ну, а в том, что они — родные братья, мы убедились в капитанской рубке.
Сегодня здесь и телевизор, и камеры слежения, и старый добрый штурвал.
— На «Балхаш» пришёл после армии в 1984 году.
Сменный капитан Владимир Полосов крутил штурвал и на «Коммунаре». Но, говорит, сколько бы не уходил на другие пароходы, всегда возвращался на «Балхаш».
Владимир Полосов, сменный капитан теплохода «Балхаш»:
— Это уже родной теплоход, уже к нему привык, как говорят, железо, но вот оно родное.
— А правда что рулевое управление на нём — с «Коммунара»?
— Да, вот штурвал, я как бы эту легенду слышал — вот этот штурвал был на «Коммунаре», потом здесь.
Не рычаг, как на больших современных судах, а подлинный штурвал с «Коммунара», как утверждают речники, ведёт «Балхаш» и сегодня.
Инга Рудакова:
— Но если для «Балхаша» это 77-ое по счёту трудовое лето, то старичок «Коммунар» — на пенсии, и в этом году отмечает свой 80-летний юбилей.
Тысячи, а может быть и миллионы пассажиров за почти век трудовой деятельности. Построенный в Исакогорке, он ни разу не изменил Двинским волнам. Пережил и войну и модернизацию.
— Давно я не был на «Коммунаре».
Капитан «Коммунара» — Игорь Пальников поднимается в родную рубку спустя 17 лет.
— Здесь штурвал был довольно красивый, но его пока сняли.
Бронзовый штурвал «брата» «Балахаша» сняли, чтобы сохранить.
— Вот здесь управление двигателем, вперед-назад-стоп. Я всегда им говорил: товарищи-пассажиры, будьте осторожны при выходе с теплохода, ожидайте подачи трапа.
Капитан помнит и отказ двигателя, когда «Коммунар» сбился с курса и его понесло в Цигломень. На помощь тогда подоспел теплоход Москва и взял на буксир.
Игорь Пальников, сменный капитан теплохода «Коммунар» с 1996 по 2003 гг.:
— В Кегостров ходил и Соломбала-Хабарка-Пустошь-Выселки.
— Как Вы считаете — он достоин того, чтобы стать экспонатом музея?
— Я думаю — достоин.
Теперь у речной легенды начнется другая жизнь — музейная. Распилить «Коммунар» на металлолом у речников, как говорится, рука не поднялась.
Андрей Разговоров, генеральный директор Архангельского речного порта:
— Это, наверное, единственное транспортное средство общественного транспорта Архангельска, которое на протяжении 80 лет возит пассажиров с островных территорий в город Архангельск, и конечно наиболее ценен он именно своей историей. Мы со своей стороны подготовим его технически, для того, чтобы оно могло длительное время оставаться на плаву — безопасно.
Второе после Гоголя историческое судно Двины станет самым живым музейным экспонатом. Его подремонтируют, покрасят и речной трамвайчик встанет на свой последний причал — у морского музея.
Евгений Тенетов, директор Архангельского морского музея:
— Хороший тон любого морского музея иметь хотя бы одно реальное судно. Приобретение очень важное и мы приложим все силы, чтобы все получилось. Мне задают вопросы — а не повторит ли коммунар судьбу шхуны Запад? Ну это и наша зона ответственности, и власти и городской и областной.
Как и подобает живому экспонату, Коммунар будет стоять на воде у морского музея, первая экскурсия, возможно, уже следующим летом.