Первоклассник Никита сдает алфавит. По Whats App. Своей любимой учительнице Емецкой средней школы.
— Ты готов мне рассказать алфавит? Да, ну давай, я тебя слушаю.
Самоизоляция как искусство. В творческой семье Багрецовых обучение дополняют лего-шедевры, рисунки и самостоятельно собранные модели.
Никита Багрецов, первоклассник Емецкой средней школы:
— Мне больше нравится учиться в школе, потому что там лучше и лучше рассказывают все понятнее.
Никита мечтает — скорей бы в школу. А еще больше об этом мечтает его мама.
Екатерина Багрецова, мама первоклассника:
— Первый день дистанционного обучения у нас прошел просто ужасно. Оказалось, в принципе сложно объяснить ребенку тот материал, который объяснил учитель. Большое желание, скорее в школу.
Многим дистанционное обучение больше напоминает индивидуальное. В Емецке на урок в виртуальное пространство смогли выйти 11 учеников. Остальные 8 остались в привычной реальности. У кого-то слишком медленный интернет, у кого-то только односторонняя связь. Зато учитель — как популярный блогер — теперь пропадает в соцсетях и на сайтах. Не видя учеников.
Андрей Васильев, учитель математики Емецкой средней школы:
— С тобой один на один экран, и что там с той стороны, не видно, не понятно, как тебя восприняли, поняли ли тебя.
Зажгите, пожалуйста, ладошки! — это теперь способ оценки посещаемости урока. Старинный Емецк ежедневно и надолго погружается в интернет.
Инга Рудакова:
— Дистанционное обучение стало настоящим экзаменом для большинства учителей. Педагоги столкнулись с огромными трудностями и большим объемом работы. Но самые первые проблемы уже позади.
«Дневник.ру» больше не зависает, «Контакт» — лучший друг учителя. Образовательные платформы взяты штурмом. Дистанционка взбодрила педагогическое сообщество и выявила слабое звено в квалификации педагогов.
Ирина Черникова, директор Емецкой средней школы:
— Квалификации учителей не хватило для того, чтобы организовать обучение на должном уровне, потому что те курсы квалификации, которые мы проходим, они, в основном, именно по предмету, а вот дистанционной форме обучения на курсах внимания не уделялось.
В областном институте открытого образования утверждают, что 30% от всех 200 программ переподготовки ориентированы именно на дистанционные технологии.
Ирина Федосеева, проректор по учебно-методической работе Архангельского областного института Открытого образования:
— В целом, мы знакомим обзорно, давая возможность педагогу самому внимательно посмотреть содержание этих платформ. Сейчас наш институт прорабатывает вопрос, связанный с организацией дополнительных курсов, потому что это связано с определенными звонками на горячую линию.
Однако, главным и самым надежным, по признанию учителей, инструментом дистанционных технологий стала социальная сеть «ВКонтакте».
У Людмилы Емельяновой уже с утра — больше 30 сообщений. Она целыми днями зависает в группе «Наш 4А».
Людмила Емельянова, учитель младших классов Емецкой средней школы:
— Простые домашние работы ребята могут выслать и в 12 дня, и в три часа дня, и в пять часов вечера. Родители все добросовестные, они контролируют обучение детей дома и делают за них домашние задания, возможно, не полностью делают, но подсказки не исключаю.
Вера Пеньевская, учитель школы № 1, п. Октябрьский:
— Приходится вставать в пять утра, чтобы выдать задания своим ребятам в классе, а с девяти уже начинать обучение своих детей дома. Процесс обучения идет непросто.
Как выяснилось, для дистанционного обучения нужно немало — современный компьютер, быстрый интернет, веб-камера, микрофон. А как же те, у кого всего этого дома попросту нет? Мама-домохозяйка, папа — кочегар, скромный бюджет семьи Заборских из Вельского района не позволяет приобрести компьютер или ноутбук.
Светлана Заборская, жительница Вельского района:
— Учителя идут
навстречу, так дают задание, чтоб мы
могли с телефона посмотреть видеоуроки
и сделать домашнее задание.
Телефон с интернетом в семье — один на всех. Брат и сестра занимаются по очереди. Едем в Устьянский район. Чадрома — небольшая деревня. В 30 километрах от райцентра. Без интернета и мобильной связи. В местной школе всего 4 ученика.
Татьяна Лазорик, учитель начальных классов Чадромской начальной школы-сада:
- У нас поскольку нет ни интернета, ни мобильной связи, вот, мы нашли выход из положения, я приношу задание в магазин, оставляю их в коробочках.
Магазин теперь больше, чем точка продаж. Народная тропа в местное образование. Здесь учитель и оставляет домашние задание.
— Родители
приходят, забирают задания, кладут
выполненные, потом я забираю.
На труд учителя родители теперь смотрят по-другому.
Нина Беляева, жительница д. Чадромы:
— Учительница хоть объяснит, покажет там чего. А мы чего родители, чего знаем, ничего не скажем детям. Они и сами уже просятся в школу.
Впереди еще одно испытание — подготовка к ЕГЭ, которая тоже может быть дистанционной.