История поморского народного судостроения

Много проблем в этом году доставляет паводок. Сначала под Емецком топило. Потом под Холмогорами. И вот тут-то понимаешь — наши предки всё придумали до нас. Наводнения были делом привычным. На выручку приходили лодки. Верные подруги поморских мужиков, с которыми хоть на промысел, хоть в поход. Сегодня их осталось мало. Ремесло уходит. А это ведь часть истории. Которую сохраняют энтузиасты.

В их судьбе -тысячи миль и сотни берегов. Здесь, у Никольского рукава Белого моря — их последнее пристанище. Грустная выставка наследия морского судостроения, хранящая множество бесценных секретов.

— Как люди стареют — также вот и лодки стареют. Это живое, то что сейчас уходит из нашей жизни стремительно.

Для северного крестьянина лодка была больше, чем просто средство передвижения — и кормилица, и надежная подруга в штормах и предмет гордости. Сегодня настоящие поморские лодки можно встретить, разве что, в прибрежных и островных деревнях.

Инга Рудакова:

— Поморские лодки отличались вот таким добротным клинкорным шитьем и выпуклым бортом, который позволял такой лодке прекрасно держаться на воде даже в большую волну. Самые отважные мореходы ходили на своих речных лодках до устья Белого моря.

А, как гласят легенды, и до Шпицбергена. Крепко сшитые, надежно просмолёные поморские лодки не боялись северных ветров. А самородки-судостроители не имели права на ошибку — она могла стоить жизни всей рыболовецкой артели.

Евгений Шкаруба организатор Товарищества Поморского судостроения, руководитель клуба «Поморские практики»:

— Такой запас знаний, это такой набор навыков и мастерства, понимание природы дерева, природы моря. Спрос на эти лодки падает, мастера уходят, которые могут еще строить — сейчас нам нужно успеть эти лодки обмерить, сфотографировать.

Почти каждая сохранившаяся лодка сегодня представляет особую ценность — уверен организатор Товарищества Поморского судостроения Евгений Шкаруба. Поэтому, технологии народных судостроителей должны быть сохранены.

— Сохранившиеся лодки — соломбалки, их строили на Соломбальской верфи. Это вот вельботная корма очень красивая, видите она такая острая. Здесь руль крепился, это вот такой сапог, который защищал винт и руль от ударов о камни.

Карбас своим острым носом легко рассекал тяжелые северные волны. В конце прошлого века на нем появился мотор, рубка, в итоге — получился быстрый и легкий катер.

Евгений Тенетов директор Архангельского морского музея:

— Соломбалец, как его называли -видно, что в основе лежит традиционная лодка, закрытая крышей, иногда там размещали печку, сзади естественно двигатель — это народное творчество такое.

Раньше практически в каждом соломбальском доме была своя лодка, а шили их почти в каждом дворе.

— 5 человек, 6, а может и 10 здесь по акватории может по ней кататься.

Сшить лодку. Для архангелогородца Михаила Царева — это несколько месяцев кропотливой работы. Результат радует глаз у архангельского морского музея: 6 метров в длину, около 2 в ширину, плюс удивительная пластика обычной северной ели. Главное — прислушаться к дереву, считает строитель карбаса.

Михаил Царев плотник, строитель карбаса:

— Доску кроме, как изогнешь в одном направлении — больше с ней ничего не сделать, хоть там какие уловки используй, т. е. шли от свойств дерева. Раньше на самом деле их сшивали, термин пошел от того, что гвоздей не было, ничего не было — сшивали корнями, еловыми корнями, можжевеловыми, их там специально размачивали.

Об архангельских умельцах-судостроителях ходят легенды: чертеж лодки нередко строили на глаз, просто на песке. При этом конструкция получалась абсолютно симметричная и строго выверенная.

Михаил Царев плотник, строитель карбаса:

— Говорят, раньше поморы строили лодки без чертежа, а у Вас был чертеж? — Нет, чертежа у меня не было, у меня было несколько фотографий лодки, которую делали в Лешуконском, вот я на на них смотрел и делал. Ну, а дальше уже материал подсказывал как чего куда гнуть. — Т.е. Ваш прораб — ёлка? — Да! Материал.

Длина задается донницей — длиной киля, а ширина — параметрами длины.

Инга Рудакова:

— Плотницкие термины старых мастеров судостроителей впечатляют и изумляют своей меткостью, вот эта часть лодки называлась скулы, вот эта — упруги, а сиденье старые мастера почему-то называли банкой.

Поперечными упругами укрепляли корпус карбаса- они подбирались из цельных кривых елок, живое дерево сохраняло упругость и сглаживало деформацию. А вместо еловых корней, которыми сшивали лодку, теперь — больше тысячи медных заклепок. Сохранить, сфотографировать и снова прославить уникальный бренд Поморья.

Евгений Шкаруба организатор Товарищества Поморского судостроения, руководитель клуба «Поморские практики»:

— Мы приглашаем всех жителей Архангельской области, прежде всего мы приглашаем молодежь. Для того чтобы участвовать в конкурсе — нужно найти такую лодку — это может быть своя домашняя лодка или найти такую лодку на берегу своего села, деревни, сфотографировать ее, нужно составить некую историческую справку.

Фотографии позволят создать цифровые модели старинных лодок, на основе которых энтузиасты намерены сделать чертежи. Самые лучшие фото станут частью уникального, единственного в России, каталога деревянного судостроения.

Новости