История поморской лодки

Историки и судостроители объявили уникальный конкурс деревянного судостроения в Архангельске, направленный на сохранение морского наследия. Принять в нём участие могут и северяне, и гости нашего края. Главное — найти, сфотографировать и описать поморскую лодку. Сегодня это большая редкость, тем не менее, первые экземпляры уже найдены.

Они практически ушли вместе со своим веком, как люди. Остались разве что в островных деревнях и самых далеких поселках -старые лодки — чудо народной инженерии. Здесь недалеко от Северодвинска, у Никольского рукава Белого моря, небольшое лодочное кладбище.

— Как люди стареют — также вот и лодки стареют. Это живое, то что сейчас уходит из нашей жизни стремительно. Почему и не сохранилась чаще всего документация на эти суда — потому что на песке чертили.

Об архангельских умельцах-судостроителях ходят легенды: чертеж лодки они нередко чертили просто на песке, на глаз. О старых лодках организатор Товарищества Поморского судостроения Евгений Шкаруба знает больше, чем другие. И уверен, что технологии народных судостроителей должны быть сохранены.

Евгений Шкаруба, организатор Товарищества Поморского судостроения, руководитель клуба «Поморские практики»:

— Такой запас знаний, это такой набор навыков и мастерства, понимание природы дерева, природы моря, что просто так отказаться, махнуть рукой. Совершенно не правильно — мы же почему-то изучаем — как строились храмы, для нас это важно.

Цель проекта — изучение наследия морского судостроения и секретов постройки судов от дедов и прадедов.

Инга Рудакова:

— Имена своим лодкам поморы давали по названиям рек — мезенка, кенозерка, соломбалка. Поморские лодки отличались вот таким добротным клинкорным шитьем и выпуклым бортом, который позволял такой лодке прекрасно держаться на воде даже в большую волну. Самые отважные мореходы ходили на своих речных лодках до устья Белого моря.

Соломбала — корабельная сторона Архангельска, здесь раньше в каждом доме была своя лодка, а шили их почти в каждом дворе.

Евгений Тенетов, директор Архангельского морского музея:

— Это традиционный соломбальский катер, или Соломбалец, как его называли -видно, что в основе лежит традиционная лодка, закрытая крышей, иногда там размещали печку, сзади естественно двигатель — это народное творчество такое. Народная лодка и он не менее интересен, чем традиционный поморский карбас. На такой лодке можно спокойно выйти в море за хорошим уловом.

Сохранить, сфотографировать, а может быть даже повторить и использовать уникальный бренд Поморья в туристических целях. Старые лодки вполне могут украсить и современные городские интерьеры.

Евгений Шкаруба, организатор Товарищества Поморского судостроения, руководитель клуба «Поморские практики»:

— С помощью местных жителей хотим создать такой каталог лодок, это должны быть фотографии, к фотографиям должны прилагаться исторические справки, а дальше уж ориентируясь на этот каталог мы будем продолжать это исследование. Для того чтобы участвовать в конкурсе — нужно найти такую лодку — это может быть своя домашняя лодка или найти такую лодку на берегу своего села, деревни, сфотографировать ее, нужно составить некую историческую справку.

Указать тип лодки, кто построил, когда, измерить параметры. Участвовать в конкурсе могут не только северяне, но и туристы, у которых есть оригинальные фото поморских лодок. В следующем году народное исследование культурного наследия продолжится, цель — создать цифровые модели старинных лодок. Лучшие фотографии станут частью уникального исторического каталога деревянного судостроения.

Новости