В Яреньге энтузиасты музейного дела работают над созданием новых выставок

Там функционируют два музея — поморского быта и традиционных промыслов. Сейчас посетителей нет, границы заповедной территории закрыты, но работа не останавливается.

— Беру сковородочки ставлю на лопатку и в печь. Следующая партия.

Экскурсия в Яреньгском Доме культуры начинается с деревенских угощений. Здесь находится один из двух музеев маленького поселения на берегу Белого моря. Обычно экскурсовод Александра Серухина предлагает туристам, посещающим национальный парк «Онежское Поморье», попробовать себя в домоводстве — самим испечь шанежки. Но сначала наколоть дрова, принести воды и истопить печь. А уже потом пройтись по выставочным залам, главная тема которых — традиционные промыслы поморов.

— В каждой лодке была своя плица и обязательно надпись. Здесь Серухин Иван Степанович выбито, 65 год — изготовление.

Плица — это ковш, с помощью которого рыбаки вычерпывали воду из лодки. Этот экспонат не единственный, в музее их целая коллекция. Но есть и уникальные предметы прошлых столетий. Вот макет морского бота, принадлежал он купцу Плашкову. Который на своих судах доставлял строительный груз на Соловки.

— И чтобы бот не попал, — настоящий бот не попал в шторм, а если и попадёт, чтобы с ним ничего не случилось, они делали«обман», — макет бота уносили его в церковь. Раз макет бота под Богом, значит с их судном ничего не случится.

Известно, что поморы были образованными людьми. В музее собрано немало книг по морской тематике, которыми они пользовались. Вот издание 1914 года «Физическая география».

— Совсем древними вещами мы можем назвать такой молитвенник, который был при Аввакуме — старообрядчество у нас тут процветало. И вот аввакумовский крест деревянный, — всё это лежало в комоде в тряпочку завёрнуто бережно хранилось.

«Кто в море не бывал, тот Богу досыта не маливался», так гласит здешняя пословица. Поморы были людьми набожными. Так, на весеннюю зверобойку обязательно брали с собой «смертный узел».

— В этом смертном узле хранилась одежда. Это обязательно чистая рубаха, и чистые брюки, и носочки беленькие. Если они чувствовали, что они могут погибнуть, переодевались во всё чистое, ложились в лодку и ожидали смерти.

Александра Серухина по профессии учитель. Сейчас школы в Яреньге нет. В этом здании разместился местный ДК. Три года назад заведующая решила организовать музей. Занятие Александру очень увлекло. Стала много работать в архивах. Помогали земляки, подсказывали и сотрудники Кенозерского национального парка.

Александра Серухина, заведующая Яреньгским сельским Домом культуры:

— Мне хотелось во-первых, это всё сохранить для людей, для будущего, для наших внуков, для тех детей, которые приезжают. Мы разрешаем трогать руками, разрешаем гладить, потому что иначе не понять ценность этого предмета.

Пока шла экскурсия испеклись и шанежки.

— Вот такие у нас получились алабыши — наши деревенские простые. Помажем маслицем, чтобы были вкуснее и мягче. И теперь приглашаем на чай.

А в печи уже шкворчал ещё один деревенский деликатес — свежая беломорская селёдочка, — просто «ум отъешь».

Новости