Эти кадры — будто из подводной одиссеи команды Кусто. Только сделаны они не в далёких океанах, а у нас, в горле Белого моря. Авторы завораживающего видео — водолазы, работающие по заданию Русского географического общества. Подводное наследие Поморья специалисты из Петербурга изучают уже два года. Погружаться на дно Белого моря — дело непростое, рассказывает руководитель водолазной группы. Существенной помехой для работы является непредсказуемое северное течение.
Сумбад Александров, руководитель глубоководной группы Центра подводных исследований Русского географического общества:
— Те объекты, которые лежат в большом количестве на дне горла Белого моря, обследовать их можно только с большими ремарочками. Только в тот момент, когда течение два раза в сутки не останавливается, а ослабевает.
В эти короткие моменты необходимо оперативно заснять останки затонувших судов. Которых, как выяснилось, на беломорском дне — великое множество. На протяжении нескольких веков Архангельск был главным и единственным портом страны. Есть надежда найти и самые древние корабли. Не исключено, что некоторые из них построены по малоизученным древнерусским технологиям.
Андрей Лукошков, советник по науке Центра подводных исследований Русского географического общества:
— При изучении этих объектов удастся подтвердить, что они построены по одной технологии, по одной конструктивной схеме. И это, может быть, будет самым выдающимся открытием — не нашим, подчёркиваю, нашли местные ребята — в области истории русского судостроения и русского мореплавания.
Подробных результатов обследования Белого моря и Северной Двины с особым трепетом ждут в архангельском морском музее. Сделанные в ходе подводных экспедиций находки, однозначно, обогатят историю поморского и российского судостроения. Итогом работы специалистов Русского географического общества должна стать вот такая книга. Это своего рода реестр затонувших кораблей.
Евгений Тенетов, директор Морского музея:
— Такие объекты, конечно, замечательные находки, которые не только передают эпоху, дают возможность получить какую-то дополнительную информацию о времени, но и безусловно информацию об особенностях технических, о плотницком мастерстве.
Исторические открытия, возможно, сделают уже в этой навигации. Летом запланированы сразу две экспедиции — снова в горле Белого моря, а также в районе Летнего берега. Специалисты надеются найти подтверждение сразу нескольких неизученных историй. Это без вести пропавший ледокол в 30-е годы прошлого столетия. А также около СОТНИ кораблей, которые были раздавлены льдами на подходе к Архангельску весной 1867 года.