Фёдор Абрамов — 100 лет со дня рождения

В юбилей Федора Абрамова мы хотим показать его живым — каким он остался в памяти современников, каким его помнят земляки. То, что он говорил полвека назад — звучит современно и сегодня. Старая кинопленка как будто хранит не только образ писателя, но и его энергетику: мощь его слова, взгляда, его честность и боль — за русский север и всю Россию.

Инга Рудакова:

— Живой Абрамов — выступающий, спорящий, неистовый — таким он остался в архивах ГТРК «Поморье» — борцом самого невидимого в стране Советов фронта — фронта борьбы за правду.

Фёдор Абрамов: «Имеет ли к делу отношение рядовой человек? Он за что-нибудь отвечает или нет? Или моя хата с краю и всё равно? Идёшь по деревням — грязища, а начальство — с него надо спрашивать».

Почти каждое произведение было столкновением с советской цензурой и литературной критикой. Роман «Братья и сестры» не принимали к публикации в течение двух лет, писателю отказали самые популярные тогда журналы «Октябрь» и «Новый мир». А после абрамовской повести «Вокруг до около» появились разгромные статьи в «Советской России» и «Ленинградской правде», и как итог — на несколько лет был закрыт путь в издательства. Прошло немного времени — и спектакли по произведениям «Братья и сестры» и «Дом» были удостоены Государственной премии. И зрители, и критики оценили яркие образы северян и особенно — пинежских женщин. К которым писатель относился с большим уважением.

Фёдор Абрамов: «Вообще я должен сказать, что к русской женщине я не равнодушен. Русская баба — это и русская женщина, это и труженица великая, и тот человек, который работал за мужика. Недоедала работала за себя, за мужика, за брата, на нее сыпались эти страшные похоронки. И вот русская баба после войны должна воспитывать безотцовщину, имя которой — послевоенное поколение».

Каждая премьера спектакля по его произведениям — всегда больше, чем премьера — всегда волнение писателя и трепет артистов. Авторская оценка зачастую была суровой, но объективной.

Фёдор Абрамов: «В Архангельск на просмотр премьеры „Дома“ я ехал с чувством робости и страха. Были немалые опасения — как же справятся актеры? В Архангельском театре эксперимент: один и тот же коллектив артистов играет два спектакля моих. У меня, конечно есть свои замечания по спектаклю, они касаются оформления, сценария, не будем забывать что спектакль поставлен по роману, есть замечания по игре актеров., но основа спектакля есть, она добротная артисты архангелогородские в состоянии довести спектакль до кондиции».

Веркола навсегда оставалась для него самым дорогим местом на земле. Хотя отношения с земляками были непростыми — кто-то не мог простить своего сходства с героями романов и повестей, кто-то всенародной известности земляка. На 60-летие писателя со всей страны пришло более 300 телеграмм, а с Пинежья поздравили только два человека. Архангельская пресса тогда вообще проигнорировала юбилей мастера деревенской прозы.

Фёдор Абрамов: «Я каких-нибудь два месяца всего покинул свой родной домик, который уже засыпанный снегом стоит на угоре одиноко и тоскливо и я скучаю по своему северу».

И его последний путь прошел через родную Верколу, похороны превратились в грандиозный день памяти и признания. Что сказал бы Федор Абрамов о сегодняшней России? Об отношении к малой родине? О том, как мы хозяйствуем на своей земле сейчас? Наверное, его оценка, как всегда, была бы честной и суровой. По воспоминаниям очевидцев, в день похорон долго кружила над Верколой стая журавлей. Многие тогда посчитали это особым знаком — знаком того, что завершил свой жизненный путь великий человек, великий северянин, слово которого пробуждало всю страну, открывало правду и находило истину.

Новости