Журналист Алексей Сухановский уже много лет занимается поиском материальных следов гражданской войны и интервенции. Сегодня в его коллекции — сотни экспонатов. Вот такие штыки — частая находка. По ним прослеживается путь красноармейцев по дремучим лесам.
— В походном положении они надевались просто на ствол и фиксации не было. Поэтому в походе при ходьбе по лесу сквозь какие-то заросли ствол ветки мог попасть между стволом и телом штыка и просто его скидывало, он терялся.
Тут гильзы от снарядов и патронов, винтовки и пулемёты. Медали, кокарды, чайники и шлемы. Такому количеству трофеев позавидует любой музей. И каждая находка проливает свет на тёмные страницы истории.
Владимир
Толгский:
— Это, например, совершенно
целая каска Броуди. Именно в них воевали
британские военные, те самые, настоящие
интервенты. Такая вот причудливая форма
и широкие поля необходимы были для того,
чтобы шрапнель разлеталась в разные
стороны, нужно всего лишь было наклонить
голову. Но вот от серьёзного взрыва, как
видим, каска Броуди никого бы уже не
спасла.
Прошёл уже целый век, а до сих пор сотни бойцов считаются пропавшими без вести. Боевые археологи, как они сами себя называют, открыли множество интересных фактов о Гражданской войне. Их поисковые экспедиции — не просто хобби. Это миссия. И желание найти нечто большее, чем просто гильзы и каски.
Алексей Сухановский, журналист, руководитель мемориальной команды «Штык решает»:
-
И это служит хорошим дополнением к
архивным документам, которые, да, являются
правдой. Которые написаны конкретными
людьми, которым нужна была эта правда.
Но это не является истиной. Вот мы таким
методом приближаемся к некой истине.
До сих пор неизвестно, сколько жизней унесла та война. Историки расходятся в оценках. От нескольких тысяч до нескольких миллионов масштабе страны. Но совершенно точно 56 человек покоятся в братской могиле на Набережной Северной Двины. Там, где установлен мемориал Жертвам интервенции.
Владислав Голдин, доктор исторических наук, профессор САФУ:
— Это сторонники советской власти. Люди самые разные. Здесь и руководители профсоюзов, здесь и комиссар архангельской милиции и так далее. Здесь Николай Дрейери матросы «Святогора», которые затопили тогда судно.
Сами интервенты бежали из Архангельска ещё в сентябре 2019-го. Спустя полгода от центрального причала Архангельского порта, там где сегодня Красная Пристань, ушёл ледокол «Козьма Минин». Он взял на буксир паровую яхту «Ярославна». На борту — около тысячи человек. Это члены правительства, командование Северного фронта и предприниматели. К слову, билет стоил немалых денег. Было это 19 февраля 2020 года.
Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории областного краеведческого музея:
— 20 число было назначено нашей коммунистической партией в 1940 году, как 20-летний юбилей освобождения Архангельска от интервентов и белогвардейцев. Ну, и объясняли это, скорее всего, тем, что после того, как 19-го из Архангельска ушли белые, то 20-го власть перешла в руки местных советов.
А уже 21 числа в столицу Поморья вошла Красная армия. Так Северные земли окончательно перешли под советские знамёна. На долгие семьдесят лет.
Новости