Северодвинец Алексей Климов с детства увлекался краеведением. Всю жизнь занимался исследованием суши и к морю не имел никакого отношения. Но 6 лет назад к нему обратились за помощью, как к специалисту, чтобы сохранить находки. Какого же было его удивление когда в Паранихе он увидел десятки, а в перспективе и сотни деталей судов.
Алексей Климов, краевед, член Русского географического общества:
— Прямо в пляжной зоне города Северодвинска вдруг неожиданно в 2014 году из-за размывания берегов открывается неизвестная в краеведение науке место, плотбище, база. Ремонта, строения кораблей перегрузке очевидно рыбы, много деталей бочек. О которой мы ничего не знаем.
По одной из версий, на Паранихе могла находиться нелегальная база. В исторических документах есть свидетельства того, что на побережье Белого моря осуществлялась контрабанда рыбы, соли и других товаров — чтобы избежать налогов. Возможно, именно по этой причине нет ни одного упоминания в архивах об этой базе. С тех пор на Параниху было совершено множество экспедиций. Для поиска привлекались детские и молодежные туристические отряды. В результате работы удалось создать коллекцию, часть которой на днях передали в Северный морской музей.
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея:
— Мы просто по ним можем определить технологию строения, того как строили Поморы. Но вписать в экспозицию, чтобы человек посещающий музей представлял из каких частей судна эти элементы, мы бы хотели.
Найденные элементы указывают на то, что суда были сделаны без единого гвоздя. Для соединения деталей в них высверливались отверстия. После чего доски сшивали распаренными прутьями. Когда они остывали, детали намертво скреплялись между собой.
— Обшивочная бортовая доска. На нагеле специальная врезка, и она идет по борту. Вот он борт. Она подшивается в накладку.
В июле этого года Северный морской музей проведет международный форум деревянного исторического судостроения — «Матица 2020». К этому событию сотрудники музея уже планируют представить новую коллекцию.
Фёдор Елисеев