Такие встречи для ветеранов Архангельского тралового флота уже стали традицией. Каждый год в начале февраля они вспоминают своих коллег и друзей, погибших на судах «Метрострой» и «Березина». Трагедии произошли более сорока лет назад.
Георгий Гуринович, ветеран Архангельского Тралового Флота:
— Траулер ушел в январе месяце, жестокие шторма были, морозы, обледенения. Рыба плохо ловилась, трюма были пустые, топливо расходовали, нарушалась остойчивость.
Именно ухудшение остойчивости привело к опрокидыванию «Метростроя». Тремя годами ранее в Норвежском море сгорело судно «Березина», погибли десять человек. Ветераны говорят, бороться со стихией приходилось не раз, и именно капитан должен принять верное решения для спасения команды. Тогда причиной трагедий назвали человеческий фактор.
Филипп Гуляев, ветеран Архангельского Тралового Флота:
— Когда обледенение, это всегда надо контролировать, про остойчивость. То есть надо окалываться всегда. Собирать экипаж, своевременно окалываться.
Ежегодно 5 февраля ветераны и близкие погибших рыбаков приходят к мемориалу на Ильинском кладбище. Памятные доски экипажей двух судов стоят рядом. Они напоминают молодому поколению о сложности и ответственности работы в море.
Владимир Лупачев, ветеран Архангельского Тралового Флота:
— Молодежь — будущие капитаны, старшие механики, будущие рыбаки должны знать, что такое труд в море, какой он, с чем он сопряжен.
В этом году цветы возложили только к именами погибших на Метрострое — вторая часть мемориального комплекса на реставрации.
Валерий Поляшов, председатель ветеранов Архангельского Тралового Флота:
— Траловый флот нам деньги выделил на ремонт и модернизацию этого мемориала, мы конкретно заключили договор с Севстройснаб в Северодвинске.
Уже к весне здесь будет бетонное основание, появится новая стела и доски с именами членов команды судна «Березина».
Надежда Заборская