С первого мая подешевеют билеты на авиабилеты на полеты по области

Причем существенно — сразу на 30 процентов. Плюс в планах закупить новые воздушные суда. В свете этих новостей мы не могли пропустить юбилей начала гражданской авиации в Поморье. Накануне исполнилось ровно 90 лет, как заработал первый аэродром на севере. Он располагался на архангельском острове Кего. С него-то 4 февраля 1930 года и был совершен первый полет из столицы Поморья через Котлас в Усть-Сысольск.

Самолёты «Добролёта» — первые крылья в истории архангельской авиации. Конец января 1930-го. Архангельск встречает пассажиров борта «Дарнье- Комета». На Кегострове открывается первая в городе аэростанция под шефством авиатора-первопроходца — Дмитрия Вершинского. И вот ответственная миссия — отправить делегатов обратно. Но свои коррективы в планы вносят погода и технические неполадки. Дата вылета переносится на 30 января. Затем — снова на несколько дней.


Ирада Митенёва:


— Именно отсюда 4 февраля 1930 года взмыл вверх с северной земли первый самолёт с пассажирами на борту под управлением лётчика Константина Дедущенко. Он успешно совершил полёт по маршруту Архангельск- Котлас — Усть-Сысольск. И с этого дня началась работа аэропорта острова Кего.


Вскоре начнались полёты в Онегу и Вологодскую область, затем в Нарьян-Мар. Первые 6 лет навигация осуществлялась только в зимой. Частота полётов не «на зависть». Чего не сказать о динамике пополнения воздушного парка. Аэростанция стремительно переходит с немецких машин на отечественные экземпляры — К4, К-5, Ш-2, ТБ-3… В межсезонье технику приходилось эвакуировать из-за подтоплений Кегострова. В 50-х годах принимают ещё одно исторически важное решение.


Сергей Стреколовский, экскурсовод экспозиционно-выставочного отдела аэропорта «Архангельск»:


— Тогда руководитель 68 авиаотряда Владимир Тимофеевич Киселёв принимает решение совместно с военными о строительстве нового более современного аэродрома — нынешнего аэропорта Талаги, — открытие которого состоялось 5 февраля 1963 года техническим рейсом самолёта ИЛ-18 из Ленинграда.


Регулярные пассажирские перевозки с этого аэропорта начались 25 февраля 1963 года — в Москву и Ленинград. Основу воздушного парка на тот момент составляли самолёты Ли-2, ИЛ-14, ИЛ-18, в 65- году — первые АН-24, затем — Ту-134. Тем временем авиационная история острова Кего завершалась. Было решено построить более доступный аэродром.


— Поздравить присутствующих здесь авиаторов, пассажиров с началом транспортной работы нового нашего аэропорта «Васьково».


— Мы обязательно добьёмся, что наш порт станет образцовым.


Сегодня авиасообщение Архангельска — несколько десятков направлений. А северные авиаторы признаны лучшими за управление крылатыми машинами в непростых погодных условиях. Память о тех, кто стоял у истоков хранится в книге «Ностальгия по Кегострову».


Владимир Деарт, автор книги «Ностальгия по Кегострову»:


— Сначала это был 68 отряд, которым командовал Киселёв. Потом при переходе в Талаги образовали два отряда: 1 отряд Талаги, 2 объединённый в Кегострове.


В авторской книге бывший командир 68 лётного отряда подробно описывает его судьбу. Говорит, помнит, как сейчас тяжёлые катастрофы — Ан-2 в 75-м, в 77-м Ми-6 близ Варандея. Те, кто работал тогда на первой аэростанции, по-прежнему живут на Кегострове. Мы записали и их воспоминания.


— Лежу в сугробе и слышу: «К-к-колька! Т-т-ты живой?», говорит «Живой!», «И я живой!»


О дружбе двух молодых и отважных лётчиков рассказывает Галина Голясовская, дочка одного из пилотов. Даже тогда, лёжа в сугробе после падения самолёта, они не потеряли бодрость духа. Матвеев и Никитов. Участники легендарного 5 авиаполка гражданского воздушного флота. Их сблизила служба в военные годы. Когда воздушные суда летчиков попадали в шквал вражеских орудий. О жизни Кегострова вспоминает сегодня и механик Яков Коровин. Он, как и семья Матвеевых, Отдал работе в аэропорту немало лет и внёс вклад в развитие авиации. Например, усовершенствовал работу самописца. Ему удалось увеличить время записи полёта. О чем долго мечтал весь «воздушный» коллектив.

Яков Коровин, житель Архангельска:


— Там стоят большая и маленькая, я их поменял местами, и у меня он стал писать вдвое больше. Как бы тише стал писать. По моему как было сделано — завод выпускал.


Небольшой аэропорт на острове Кего дал старт действующим сегодня современным аэропортам Поморья. В этом здании располагался его штаб, за ним — небольшая взлётная полоса, неподалёку до сих пор стоят общежития, где жили лётчики. А здесь увековечена память о героях-авиаторах.


Ирада Митенёва

Новости