В столице Поморья на верфи «Товарищества поморского судостроения» с нуля создают настоящую поморскую шхуну

Работа на проекте найдётся и плотникам, и столярам и даже веб-дизайнерам. Тем, у кого есть мечта построить судно своими руками. Для всех желающих — 5 дней мастер-классов.

Судоверфь в центре Архангельска. Среди городского пейзажа -ангар, в котором вырастает шхуна. Правда, ангар скоро станет ей мал. Ведь поморская шхуна — не бумажный кораблик.

Евгений Шкаруба руководитель проекта «Поморская шхуна» верфи «Товарищество поморского судостроения»:

— Этот тип судна был распространен в Северной Норвегии и у нас на Поморье. С длинным килем, с очень большим количеством шпангоутов. Они у нас уже давно не строятся, пропали навыки, пропала технология и нам пришлось выйти на норвежских специалистов.

В Норвегии старинная технология постройки судов сохранилась до наших дней. Основа судна в миниатюре уже готова.

Инга Рудакова:

— Вот это примерный макет шхуны. Новое судно будет около 20 метров в длину, шесть с половиной в ширину, водоизмещением около 45 тонн. Разместится на нем смогут 10 отважных мореходов. Мечта энтузиастов — на новой старой шхуне покорить Арктику.

А пока энтузиасты учатся делать шпангоут — вот эту изогнутую поперечную деталь каркаса судна, ребро лодки. От её качества зависит надежность шхуны. Кстати, как гласят легенды, поморские мореходы строили чертежи судов — на глаз, веткой на песке. И сегодня здесь — никаких компьютерных технологий, только станок для обработки досок, старая добрая лебедка, 7 литров эпоксидного клея из хозмаркета и качественная сосна — из беломорских лесов. Важен каждый этап — море спрашивает строго.

Эндре Лунд судостроитель музея «Верфь», Северная Норвегия:

— В Норвегии несколько компаний, которые занимаются восстановлением старых судов, бывает делаем по 2 лодки в год, а бывает по пять-шесть. Государство выделяет деньги, чтобы поддерживать традиции. В Архангельске мы уже второй раз, нравится работать с единомышленниками и сами тоже здесь чему-то учимся.

И вот все 13 досок толщиной по 20 миллиметров уложены и проклеены. И наконец — главный этап, похожий на трюк: — многолетнее дерево выгибается дугой. Работа требует точности и скорости, затем деревянная дуга закрепляется и выравнивается обычным молотком. Потом она будет обшита металлическими листами и станет супер прочной и непромокаемой. Москвичи — члены клуба «Морские практики» — специально приехали на мастер-класс.

Андрей и Никита Евдокимовы участники проекта «Поморская шхуна», Москва:

— Прилетели специально, заранее планировали, даже школу вот у него немножко отменили на это время. Мне очень нравится работать руками.

Таких шпангоутов для шхуны необходимо сделать еще 80 штук. Впереди, как минимум, три года работы, а потом — испытания в северных морях.

Инга Рудакова

Новости