В Архангельске открылась выставка, посвященная городской мозаике

Именно она, возрождённая в России еще Ломоносовым, помогала советским архитекторам добавлять разнообразия в типовые многоэтажки областного центра. Исчезнувшие панно сохранились на фотографиях. Они тоже представлены на выставке

Присмотреться к городу. И увидеть на серых плитах произведения советского архитектурного дизайна. Знаменитый символ Архангельска «Соединение веков», созданный к 400-летию города, на обычной Маймаксанской девятиэтажке. Пляжные мозаичные этюды — на фасаде бассейна «Водник». По городской легенде здание построили задом наперед, и именно мозаика закрыла ошибку строителей и превратила заднюю часть бассейна в яркий фасад.


Владислав Дреко, редактор паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство»:


— Это мозаика представляет большую художественную ценность, это уникальный сюжет, его больше нигде нет — это не типовая мозаика, а появилась она в 1970 году, ее выкладывали студенты и преподаватели из Харькова. Использованы керамические плитки, которые крепили собственно к фасаду этого здания, к кирпичам.

На выставке в музее Борисова главный экспонат — городская мозаика. Как привет из прошлого. Как единственный акцент блочных, серых и безликих. Как отчаянная попытка советских архитекторов хоть чем-то расцветить однообразную типовую застройку. С мозаикой архангельские девятиэтажки уже не так унылы. Кстати, эти панно на фасадах служили не только украшением, но и ориентиром. По ним находили адреса таксисты и почтальоны.


Инга Рудакова:


— Молодые исследователи мозаичного дела, горячие архангельские энтузиасты насчитали на карте города более 120 фасадов, украшенных мозаикой. И, конечно, главные темы советских мастеров мозаики были «Миру-мир» и «Слава КПСС».


На выставке и мозаичный создатель уникальной мини-плитки — Михаил Ломоносов. И даже фото- хронология появления мозаики на архангельских фасадах.


Нина Воюшина, посетительница выставки «Городская мозаика»:


— И удивление для меня, будем знать — эмблема к 400-летию Архангельска, Архипов — художник.


Сегодня большая часть городских мозаичных панно скрыта новыми постройками и рекламными щитами. Но мозаика не умерла. А лишь сменила масштаб. И стала своеобразным автографом архитектора.


Сергей Биржанов, архитектор, историк архитектуры, дизайнер, Москва:


— Самодеятельные архитекторы, самодеятельные художники, в основном, не в Москве, в основном в провинции, они ее применяют не только в архитектуре, ну, например, в монументальных сооружениях, в мемориальных комплексах, в декоративных композициях — фонтаны, какие-то малые формы, элементы благоустройства.


Выставка «Городская мозаика» — уже не первый выставочный проект Центра инноваций при Архангельском музее Борисова. Таких открытых и доступных музейных площадок в России всего десять.


Людмила Комаровская, руководитель Архангельского центра социальных инноваций:


— Открытое пространство для всех для тех, кто хочет просто прийти, насладиться картинами, шедеврами, но и почувствовать, что он тоже может что-то создать своими собственными руками, что он может быть причастен к искусству.


Открытое пространство как возможность увидеть и представить. Ярко и бесплатно. Свои идеи и мозаику своего творчества.

Новости