Два рубля за три дня. Решение о повышении стоимости проезда в этом году принимали молниеносно. Если раньше население старались подготовить заранее, то на этот раз о росте тарифа люди узнавали едва ли не на автобусных остановках. 28 рублей. Столько теперь стоит проезд в общественном транспорте Архангельска.
— Завышенная цена. Автобусы этого не стоят. Тем обслуживанием, которое получаем мы — нет.
— Шальные водители на ПАЗиках. Такое ощущение, что дрова везут.
— Кондукторы частенько хамят. Бывает, огрызаются, что им мелочь подают, ещё что-то.
— Как мы за 21 ездили, так и за 28. Всё одно и то же.
Областное агентство по тарифам и ценам установило максимальную стоимость проезда. 28 рублей — потолок, выше которого не прыгнешь. Впрочем, в Архангельске нашлись и те, кто цены не поднимал. Как было 26 рублей, так и осталось в автобусах номер 44. Маршрут обслуживает ООО «АТП-1». Перевозчик считает повышение тарифа нецелесообразным. Мол, и так на всё хватает. Вот что представитель компании Александр Волконитин написал нам в сообщении, находясь в командировке. По его словам — поехал за новым автобусом.
Александр Волконитин, представитель ООО «АТП-1»:
— Повышение тарифа свыше 26 рублей считаем нецелесообразным. Тариф 26 рублей вполне приемлем для Архангельска. При этом тарифе можно и обновлять парк, что и происходит на маршруте 44, который мы обслуживаем — и зарабатывать деньги. Готовы взять на обслуживание любой другой маршрут в городе, также обновлять парк машин и сделать на нём проезд в 26 рублей. Всё в руках Администрации.
Совсем другого мнения придерживаются в «Архтрансавто». Это крупнейший перевозчик областной столицы. По мнению руководства стоимость проезда установлена на уровне самоокупаемости. Чтобы просто выйти в ноль. Расчёты агентства по тарифам и ценам гласят — себестоимость одной поездки на архангельском автобусе 27 рублей 77 копеек. Новый тариф — 28. Прибыль перевозчика 23 копейки с билета. О повышении качества услуг, считают в «Архтрансавто», с таким тарифом остаётся только мечтать.
Николай Карягин, директор ООО «Архтрансавто»:
— В нашем же тарифе фигурируют следующие цифры. Водитель — 28 тысяч рублей зарплата. Кондуктор — 22 тысячи рублей. Понятие качества, оно в тарифе отсутствует. И на него не закладываются деньги. Любое качество у нас сопровождается вообще-то затратами на это качество.
Неудивительно, что перевозчики изначально просили о совсем других тарифах. 36 рублей для Архангельска и 42 для Северодвинска. Да, в городе корабелов тоже выросла стоимость проезда. И тоже не 2 рубля. Было 27, стало 29. По сути, это просто индексация.
Юлия Чецкая, начальник Управления экономики Администрации Северодвинска:
— Данное решение вызвано всем понятными инфляционными процессами. Которые выражаются в подорожании топлива, горюче-смазочных материалов. Заработная плата индексируется ежегодно. Также существуют требования законодательства в плане оснащения автопарка.
Повышению стоимости тарифа предшествовала большая работа с данными. Анализ показал, что на июнь этого года средняя стоимость поездки на автобусе составляла в России 25 рублей 11 копеек. На первом месте, конечно, Москва. Там было 40 с половиной рублей. На последнем — Калмыкия. Там было 10.
Владимир Толгский, корреспондент:
— Интересные данные приводятся вот в этом анализе стоимости проезда на архангельских автобусах. Получается, что в июне этого года, а это цифры Росстата, Архангельская область занимала в России 19 место по стоимости проезда. Теперь, видимо, поднимемся чуть-чуть выше. Любопытны другие цифры. Относительно средней зарплаты к расходам на автобусы Архангельская область занимает в России 62 место.
Только вот и средняя зарплата приводится любопытная. По официальным данным Росстата средний житель Архангельской области в мае зарабатывал 51 тысячу 182 рубля. Однако, есть ощущение, что те, кто реально получает столько или ещё больше, на автобусах-то как раз и не ездят. И если посчитать средний доход среднего пассажира, то расходы на проезд сильно вырастут относительно его зарплаты. Поэтому даже повышение на 2 рубля выливается в серьёзную брешь в семейном бюджете. Ячейка общества из трёх человек за год потратит на 4 тысячи рублей больше, чем при старом тарифе. А если из четырёх — то уже больше пяти тысяч дополнительных расходов в год только на проезд.
— Конечно, нам дороговато ездить. Но что делать? Всё равно. Никак без этого — без автобуса.
— То есть, вы будете ездить даже, если будет 40?
— Ну, да, придётся.
В теории, когда-нибудь дойдёт и до этого. Не в ближайшем будущем, но всё же. Чтобы не допустить необузданного роста и умерить аппетиты бизнеса, при областном агентстве по тарифам и ценам работает Общественный совет. Сначала он вырабатывает решение, а потом заседает коллегия агентства.
Николай Залывский, профессор экономики, председатель общественного Совета при Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области:
— Рано или поздно придётся субсидировать часть этих поездок жителей наших городов для того, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию тарифов на пассажирские перевозки. Это и есть социальная предназначенность как автоперевозчиков, а, тем более, муниципальных органов власти.
О субсидировании тарифа говорят давно. Но вот потянет ли дополнительные расходы городской бюджет? Это пока вопрос. В любом случае, обновление автобусного парка продолжится в следующем году. Так, крупнейший перевозчик Архангельска запланировал покупку автобусов разного класса на 400 миллионов рублей. Это либо 100 новых МАЗов, либо 40 ЛиАЗов. И эти расходы в действующий тариф не заложены.